А.А. Тюков "Псевдогенетическое развертывание схем в содержательно-генетической логике"
Предворение. Методология ММК отличается от других философских учений и методологических разработок доктринальной направленностью и претензией на занятие места всей сферы философии в современном общественном целом и культуре. Вот что писал об общей методологии сам Г.П. Щедровицкий: “Возникшие совершенно естественно и необходимо в качестве служб, обеспечивающих развитие профессиональных форм мышления, все эти “вторичные” методологии ходом своего относительно независимого развития начинают разрушать и дезорганизовывать целостность сферы мыследеятельности: каждый тип мышления благодаря организующим функциям своей профессиональной методологии обособляется от других типов мышления.... Альтернативным решением проблемы, на мой взгляд, является развитие методологического мышления как универсальной формы мышления, организованной в самостоятельную сферу... Развитая таким образом методология будет включать образцы всех форм, способов и стилей мышления - методические, конструктивно-технические, научные, проектные, организационно-управленческие, исторические и т.д.; она будет свободно использовать знания всех типов и видов, но базироваться в первую очередь на специальном комплексе методологических дисциплин -- теории МД, теории мышления, семиотике, теории знаний теории коммуникаций и взаимопонимания" и т.п.”[1]. Итак, методологическое мышления и в целом “методология” претендует на универсальность, на функции самостоятельной общественной профессиональной сферы.
Тезисы.
I. Псевдогенез в содержательно-генетической логике. Диалектика по нормам этой логики в оппозиции к видам формальных логик, строится на основании постулата исходной категориальной схемы – псевдоестественного полагания объекта изучения «как он есть на самом деле». Дальнейшее рассуждение строится как непрерывное выявление противоречий в понятиях и рефлексивный поиск понятийных форм, разрешающих выявленное и «положенное» как естественный механизм развития объекта изучения.
Таким образом, была построена логика «псевдогенетического выведения и развертывания предметных схем». Вариант реализации такого способа рассуждения был осуществлен при построении «Программы комплексных исследований в сфере спорта» (МФИФ).
В основу рассуждения была положена идея сопоставления слоя процесса со слоем морфологии в в четырехслойной системе деятельности. Непрерывный процесс деятельности сопоставлялся с морфологически организованным материалом – «индивидом с его интериоризованными способностями». В итоге построения псевдогенеза организационных форм снятия разрывов в системах деятельности была построена многоплоскостная аналитическая система квалификации способов взаимодействия людей в совместной деятельности – в развитии социально-производственных систем.
Позже логика псевдогенеза была оформлена в виде схемы пространства со-бытия. Отношение слоев взаимодействий как уровней логического генеза является онтологическим следствием реализации норм рассуждения в языке содержательно-генетической логики.
II. Общая теория деятельности В общей теории деятельности, созданной работами членов ММК, представлен весь комплекс предметов, позволяющих обеспечить содержательное развитие современной антропологии, культурологии, политологии и т.д., то есть всей сферы социальных наук и дать осмысленное объяснение истории формирования предметов естественных наук. Причем общая теория деятельности как методологическая дисциплина освобождена от недостатков «частных методологий» и ограничений мысли, которые создают профессиональные (а точнее цеховые) парадигмы сознания. Схемы общей теории деятельности позволяют вывести фундаментальные следствия для организации предметов социальных наук, социального проектирования и социопрактик. Так, сфера деятельности как социотехническая система позволяет определенно решать проблемы анализа и организации функционирования и развития систем.
В качестве примера можно привести развертывание схемы «Шага развития».
РАЗВИТИЕ - Система управленческих воздействий с целью правового, организационного, финансового, технического, кадрового, научного и информационного обеспечения развития как процесс сужения стихийных эволюций в направлении модели потребного будущего. Непрерывное программирование жизнедеятельности.
II. Комплексный подход. Семинары ММК по своему происхождению и по способам функционирования (свободный ринг) были реализацией комплексного межпредметного и межпрофессионального взаимодействия. В форме онтологии идея «комплексной организации мыследеятельности» была оформлена в схеме «Пространство комплексного человекознания».
Сущность достижения ММК, связанная с внедрением комплексного подхода, заключается в утверждении соотношения системного и комплексного подходов. Последовательно реализуя принцип антинатуралистического психологизма, представители ММК в различных вариантах продолжают работы по созданию доктрины антинатуралистической деятельностной философии, которая была заявлена с момента возникновения ММК.
В основе подхода лежит исходная онтология типодеятельностного пространства. Конкретизация этого пространства определяет все последующие видовые классификации деятельности.
III. Методологическая организация наук. В качестве примера приложений я привожу собственные разработки предметов новой психологии.
[1] Щедровицкий Г.П. Смысл оппозиции натуралистического и деятельностного подходов. Избранные труды. М., 1995. С 152-153.