eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Розин В.М. "Особенности методологического мышления и схематизации"

Тезисы выступления на четвертой конференции по схематизации 

 

1. Сравнивая представления о схемах у Платона и Щедровицкого, можно сформулировать следующую гипотезу:

  • схемы создаются как предварительное условие познания;
  • позволяют решить определенные проблемы;
  • задают основные характеристики объекта изучения, подводят нас к нему, но только подводят, собственно изучение этого объекта разворачивается в сфере философского или научного познания, однако, часто только на схемах мы может нащупать основные характеристики объекта, который мы исследуем
  • обеспечивают понимание и практическое действие, выступая посредниками между практикой и наукой. 

2.  Центральной является следующая методологическая схема

 

  3. Проблематизация и рефлексия мышления, призванные разомкнуть мысль в целях ее развития (перестройки), как правило, создают поле несвязанных между собой положений и представлений. Похожий эффект часто возникает и в процессе коммуникации, например, оппонент фиксирует в мысли противоречия и несвязанные линии рассуждений. Как следствие, целостная мысль распадается и становится непонятной, неправильной. Распредмечивание мышления и есть первая цель методологии. 

Вторая цель – «сборка», конституирование, нормирование мышления. Для достижения обеих целей методологу нужны схемы и знания о мышлении, позволяющие построить правильную мысль.    

 

  В данном случае проблемную ситуацию образуют несвязанные между собой представления о мышлении, полученные в результате коммуникации, рефлексии и проблематизации, а также конкретные задачи в отношении мышления, стоящие перед тем или другим методологом. В одном случае речь идет о реформировании мышления (Кант, Щедровицкий), в другом – о его совершенствовании (задачи, решаемые в «частной методологии»), в третьем – еще о какой-то задаче. Разрешается проблемная ситуация в направлении создания представлений о мышлении, удовлетворяющих научным знаниям о мышлении. Методологические схемы – это, так сказать, эскиз научно представленного мышления.

 4. Коллективное мышление - неотъемлемая особенность методологической работы и мышления. Вторая особенность - установка на общезначимостьоперативность и модельность в духе естественной науки. Третья -  рефлексивный характер методологического мышления. Методолог изучает мышление, мысля его, а, следовательно, полученные знания о мышлении он может спроецировать (правда, с определенными поправками) и на собственную работу. И наоборот, рефлексируя собственное мышление, он может полученные о нем знания с определенными поправками относить к мышлению, которое он изучает. При этом методолог стремится контролировать (в том числе и на схемах) и свой подход и поправки, которые он вынужден вносить. В частности, потому, что всегда можно спросить, а почему мы должны следовать рекомендациям методолога. Ну что с того, что он специалист по мышлению, а если он сам мыслит неправильно. Выход один – самоорганизация и самоопределение с указанием для других своей работы и понимания.     

5. Каким образом учитываются эти особенности? 

  • Дефицит «семинарского времени» коллективного мышления вкупе с установками на общезначимость и оперативность разрешаются за счет схематизации. 
  • В методологические схемы в той или иной форме вносится указание на позицию и понимание самого методолога

«Схемы знаний содержательно-генетической логики и теории мышления, - утверждает Г.П., -  построены принципиально иным, нетрадиционным образом… А именно: схемы знаний содержательно-генетической логики и теории мышления вставляют процесс понимания и интерпретации внутрь самой схемы, кардинальным образом меняя способы работы со схемами… за счет такой прорисовки я могу формализовать свою работу, свое мышление, свою мыследеятельность, сделать ее объектом и применять к ней следующую мыследеятельность. Т.е. я фиксирую в ней не только объект, но и свою собственную работу и превращаю ее в объект своей мысли и мыследействования» (Понимание и интерпретации схемы знания // Кентавр №8. 1993, №1). 

6. Практически все основные методологические схемы прошли несколько этапов эволюции. Например, схема «форма – содержание» первоначально вводилась А. Зиновьевым и Г. Щедровицким в контексте критики формальной логики и необходимости выразить идею развития мышления. Второй этап – трансформация этой схемы под влиянием семиотики и критики сенсуалистического понимания мышления, когда схема «форма – содержание» была истолкована как схема «знаковая форма – связь значения – объективное содержание». На третьем этапе схема «знаковая форма – связь значения – объективное содержание» и исходная схема «форма – содержание» были уточнены, а фактически переосмыслены на основе многоплоскостных схем замещения (при этом удалось реализовать идеи развития и деятельности). Появилась новая схема – развитие знаний и мышления, заключающееся в переходе от одних плоскостей к другим. И так далее, вплоть до схемы знания, обсуждаемой Щедровицким в работе «Понимание и интерпретация схемы знания». 

7. Тем не менее, можно указать два основные этапа, которые прошла практика схематизации в ММК.

 

 

 8. Пространственные схемы (шаг развития, ортогональных досок и др.) позволяют решать несколько важных задачи: вести анализ ситуации и феномена, интересующего методолога, помещая в разные топы их составляющие и предметные проекции (онтологический и эпистемологический план), имитировать трансформацию этих составляющий, проекций и всего целого, синтезировать (конфигурировать) трансформирующиеся единицы в целое развивающейся деятельности, наконец, фиксировать позицию самого методолога (на основе этих трех моментов строится оргдеятельностный план).

Другими словами, пространственные методологические схемы – это схемы, позволяющие соединить знание с действием, направленным на изменение ситуации и объекта, исследование соединить с проектированием.   

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44