eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Сааков В.В. «Схематизация в деятельности: методологические и методические аспекты»

(смотри предыдущие тезисы "Схематизация: преодоление границ, устанавливаемых мысли языком, знаком и знанием" и доклад на их основе, 2009) 

схематизированное представление цикла обеспечения оперирования со знаково-знаниевыми конструкциями (схемами)

 

Тезисное представление схематизации: практика оперирования со знаково-знаниевыми конструкциями (схемами)

(1)

Норма и дисфункция в практическом оперировании со знаками

Оперирование со знаками (знаковыми и знаково-знаниевыми конструкциями, относя сюда и схемы), есть неотъемлемый момент сколь-нибудь сложно организованной деятельности (рис.1). Чем сложнее деятельность (ее структура, объект и операции), тем более сложным и ответственным выступает в ней оперирование со знаками. Соответственно, нормированность оперирования и учет его дисфункций становятся важными составляющими как в механизмах воспроизводства деятельности, так и в механизмах ее изменения и формах кооперирования. Значение данного обстоятельства возрастает в виду массовизации той или иной деятельности и, соответственно, в виду перспектив технологизации и алгоритмизации ее "внутренних" операций со знаками. 

(2)

Знаковые формы и конструкции

Для нормального знакового оперирования (рис.1) и его восстановления в случае дисфункций требуется соответствующее методическое оснащение (рис.2). В общем виде оно состоит в обеспечении практического оперирования корректными и адекватными знаковыми формами. В специальном, методическом, смысле оно заключается в восстановлении нормативной структуры деятельности со знаками с последующим перенесением ее фрагментов в план оперирования (рис.1).

Знаковые формы предопределяют характер знаковых конструкций и их соединений (синтаксиса), свойственных и востребуемых в определенной деятельности (решению ее задач). Выполнение данных условий составляет исходный (нижний) уровень методического обеспечения практического оперирования со знаками. 

(3)

Знаковые формы и способ их преобразования

Соответствие или несоответствие знаковых форм, с одной стороны, и процедур знакового преобразования, с другой, нормативно определяется способом преобразования знаковых форм. Тогда строящейся знаковой форме должен быть придан способ ее последующего преобразования. Решается данное условие в сопоставлении и соотнесении структуры знания и структуры знака. Причем первая выступает в оперативной (процедурной) функции, а вторая – в объектной.

Если преобразование знаковых форм составляет план методики (рис.2), то соответствие знаковой формы и процедуры преобразования решается методически здесь же и тем самым завершается данный цикл обеспечения практического оперирования со знаками (рис.1). Если же подразумевается не методический план, а "производственный", в котором имеет место дисфункция, то над ним надстраивается следующий уровень методического обеспечения (рис.3). Определим его как знакотехнику или, для общего случая, визуализацию, т.е., установление в знаковой форме "зримого" стандартизированного соответствия двух структур – знания и знака. Результирующая форма, представляя собой знаково-знаниевое образование, принадлежит одновременно действительностям эпистемологии и семиотики. 

(4)

Смысл, значение и знаковая форма

Функциональное соответствие в знаковой форме двух структур – эпистемической и семиотической – есть методологическое требование к работам в плане строительства знаковых форм (рис.3). Данное требование исходит от плана знаковых преобразований (рис.2). Оно есть условие "удержания" объекта (смысла и содержания), а также приемлемости процедур оперирования при изменении знаковой формы. Если это условие здесь методически выполняется (рис.3), то тем самым завершается настоящий цикл обеспечения.

Если же соответствие эпистемической и семиотической структур не обеспечено, то налицо дисфункция смысла и значения знаковой формы. В данном случае требуется трансформация, преобразование или развитие соответствующих структур, что составляет следующий уровень обеспечения (рис.4). Здесь неизбежны варианты. Восстановление функций значения может быть достигнуто за счет реконструкции смысла, а реконструкция значения может восстановить функцию смысла. Если дисфункции все же неустранимы, то требуется специальная конструкция значения, опирающаяся на схематизацию смысла и, в другом варианте, схематизация смысла, опирающаяся на конструирование значения. 

Сопоставление схематизации в двух различных тактах рассмотренного цикла

(1-4)

Задачи деятельности и схематизация

В данном – "восходящем" – такте методологическая схематизация локализована в плане схематизации смысла и конструирования значений (рис.4), а схематизация в общем смысле представлена в различной функции во всех планах (рис.1, 2, 3, 4). Исходной задачей и функцией схематизации служит проект (организация) и поддержка связности элементов и компонентов деятельности: от плана оперирования со знаковыми конструкциями (рис.1) до плана схематизации смысла, как плана самоорганизации и рефлексии (рис.4). В зависимости от характера дисфункций, фиксируемых в данных планах, над ними "надстраивается" соответствующее количество методических этажей. Простейшая дисфункция – сбой в манипулировании знаковыми конструкциями, ликвидируемый за счет замены знаковых форм и приемов знакового синтаксиса (рис.2). Наиболее сложная – дисфункция смысла, ликвидируемая за счет новой конструкции значения (рис.4) или метаплана цикла обеспечения (рис.4 ® рис.1). 

(4-1)

Проблемы деятельности и схематизация

В данном – нисходящем – такте схематизация в методологическом смысле представлена во всех планах, в каждом из которых она выполняет свою специальную методическую задачу. Исходной задачей и функцией схематизации является постановка проблем в деятельности, обусловленных неадекватностью или отсутствием в ней специфических средств – знаково-знаниевых конструкций. Решается проблема с различной степенью конкретизации в соорганизации планов на рис.1-4 как методических и как "производственных". Степень конкретизации заключена в диапазон от теоретико-методологической постановки и решения проблем (непосредственным замыканием плана-4 на план-1) до практико-методического определения и решения задач (последовательным включением в план-4 материала "нижележащих" планов). 

* * *

В тезисах схематизация рассмотрена в двух смыслах: в специальном, методологическом и в общем, в том числе в методическом. В обоих смыслах схематизация решает преимущественно одну задачу – соорганизацию языковых, знаниевых и знаковых средств. Данная задача возникает в пограничных условиях интеллектуальной деятельности при дисфункции оперативных систем культуры (языка, знака, знания). Причем для схематизации в общем смысле безразлично, носят ли они объективный (проблемно-методологический) характер или субъективный (задачно-методический). Другими словами, не важно, обусловлены ли они отсутствием средств (оперативных систем), их недоступностью или неосвоенностью. Для схематизации в методологическом смысле принципиальна проблематика – отсутствие и дисфункция – средств деятельности.

В тезисах намерено опущена языковая составляющая схематизации с тем, чтобы сосредоточить внимание на роли знака и знания. При этом знание затронуто лишь отчасти. Язык и его оперативные системы в схематизации играют подчиненную роль (что и отражено в форме данного сообщения). Это положение проявляется тем отчетливей, чем с более "высоким" планом схематизации (рис.1, 2, 3, 4) мы имеем дело. И напротив: чем "ниже" план, тем больше взаимообратимости языка и знака. 

29 апреля – 17 мая, 2011

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44