Достижения Московского методологического кружка (тезисы доклада 28 декабря 2004г.)
Прежде чем переходить к характеристике конкретных достижений ММК, необходимо еще раз высказать мой собственный взгляд на «Методологию». Методология отличается от других философских учений и методологических разработок доктринальной направленностью и претензией на занятие места всей сферы философии в современном общественном целом и культуре.[1] Вот что писал об общей методологии сам Г.П. Щедровицкий: “Возникшие совершенно естественно и необходимо в качестве служб, обеспечивающих развитие профессиональных форм мышления, все эти “вторичные” методологии ходом своего относительно независимого развития начинают разрушать и дезорганизовывать целостность сферы мыследеятельности: каждый тип мышления благодаря организующим функциям своей профессиональной методологии обособляется от других типов мышления.... Альтернативным решением проблемы, на мой взгляд, является развитие методологического мышления как универсальной формы мышления, организованной в самостоятельную сферу... Развитая таким образом методология будет включать образцы всех форм, способов и стилей мышления - методические, конструктивно-технические, научные, проектные, организационно-управленческие, исторические и т.д.; она будет свободно использовать знания всех типов и видов, но базироваться в первую очередь на специальном комплексе методологических дисциплин -- теории МД, теории мышления, семиотике, теории знаний теории коммуникаций и взаимопонимания" и т.п.”[2]. Итак, методологическое мышления и в целом “методология” претендует на универсальность, на функции самостоятельной общественной профессиональной сферы.
Итак, работами семинаров членов ММК созданы:
I. Содержательно-генетическая логика. Диалектика по нормам этой логики в оппозиции к видам формальных логик, строится на основании постулата исходной категориальной схемы – псевдоестественного полагания объекта изучения «как он есть на самом деле». Дальнейшее рассуждение строится как непрерывное выявление противоречий в понятиях и рефлексивный поиск понятийных форм, разрешающих выявленное и «положенное» как естественный механизм развития объекта изучения.
Таким образом, была построена логика «псевдогенетического выведения и развертывания предметных схем». Вариант реализации такого способа рассуждения был осуществлен при построении «Программы комплексных исследований в сфере спорта» (МФИФ).
|
В основу рассуждения была положена идея сопоставления слоя процесса со слоем материала в системе деятельности.
Непрерывный процесс деятельности сопоставлялся с морфологически организованным материалом – «индивидом с его интериоризованными способностями». В итоге построения псевдогенеза организационных форм снятия разрывов в системах деятельности была построена многоплоскостная аналитическая система квалификации способов взаимодействия людей в совместной деятельности – в развитии социально-производственных систем.
Следует заметить, что в виде схемы пространства эта онтологическая картина была оформлена значительно позже. Однако отношение слоев взаимодействий как уровней логического генеза явилось прямым следствием реализации норм рассуждения в языке содержательно-генетической логики.
II. Общая теория деятельности. Я утверждаю, что в общей теории деятельности, созданной работами членов ММК, представлен весь комплекс предметов, позволяющих обеспечить содержательное развитие современной антропологии, культурологии, политологии и т.д. Причем общая теория деятельности как методологическая дисциплина освобождена от недостатков «частных методологий» и ограничений мысли, которые создают профессиональные (а точнее цеховые) парадигмы сознания. В качестве примера приведу лишь некоторые схемы ОТД.
Главным достижением ММК в области теории деятельности можно считать фундаментальные следствия для организации предметов социальных наук, социального проектирования и социопрактик. Так, сфера деятельности как социотехническая система позволяет определенно решать проблемы анализа и организации функционирования и развития систем.
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Общественная, профессиональная социотехническая система деятельности (искусственно-естественная система). Отношение управляющей системы деятельности к управляемой. Сфера деятельности - это относительно независимая по критериям функционирования и развития социотехническая система в целом социума.
Схема общественной профессиональной сферы образования
МАКРОСОЦИОЛОГИЯ - Наука о механизмах и законах взаимодействия сфер деятельности в социуме как национально-государственном объединении процессов общественного производства и социо-культурного развития.
Макросоциология изучает процессы взаимосвязи в структурах воспроизводства деятельности и трансляции культуры, а также системную организацию социальных процессов в пространствах общественного функционирования социальных институтов и институтов пространства культуры.
РАЗВИТИЕ - Система управленческих воздействий с целью правового, организационного, финансового, технического, кадрового, научного и информационного обеспечения развития как процесс сужения стихийных эволюций в направлении модели потребного будущего. Непрерывное программирование жизнедеятельности.
Развитие как социокультурное движение по обеспечению “частной перспективы”.
III. Комплексный подход. Семинары ММК по своему происхождению и главное по способам функционирования (свободный ринг) были реализацией комплексного межпредметного и межпрофессионального взаимодействия. В форме онтологии идея «комплексной организации мыследеятельности» появилась значительно позже и связана с осознанием ее игрового моделирования.
Сущность достижения ММК, связанная с внедрением комплексного подхода, заключается в утверждении соотношения системного и комплексного подходов. Последовательно реализуя принцип антинатуралистического психологизма, представители ММК в различных вариантах продолжают работы по созданию доктрины антинатуралистической деятельностной философии, которая была заявлена с момента возникновения ММК. Я подчеркиваю, что методология на практике, а не только декларативно, реализует как говорит В.Розин гуманитарную программу.
|
В основе подхода лежит исходная онтология типодеятельностного пространства. Конкретизация этого пространства определяет все последующие видовые классификации деятельности.
IV. Приложения методологии. В качестве примера приложений я привожу собственные разработки предметов новой психологии.
[1] Поэтому я поставил слово “методология” в кавычки. В сети семинаров Кружка, в работах его членов обсуждались все фундаментальные проблемы философии. Строение научного знания и законы его функционирования рассматривались в Эпистемологии. Структуры различных типов и видов деятельности: исследовательской, учебной, игровой, конструкторской и инженерной, художественной и спортивной становились предметами обсуждения в Общей теории деятельности. Логические формы и технологии мыслительной работы, законы человеческой коммуникации и понимания текстов были предметами герменевтических дискуссий. Обсуждались самые разные предметы, но всегда на острие современных философских и научных дискуссий. В результате была создана новая сфера профессиональной деятельности - методология как новый тип и стиль мышления, организации межпредметного, полипрофессионального диалога и новое понимание системного и комплексного подходов. Был создан корпус методологических дисциплин: “общая теория деятельности”, “содержательно-генетическая логика” и “теория мышления”, «системно-структурный анализ», «методология комплексного подхода», “теория знания”, “семиотика” и «семантика».. Таким образом, Московским методологическим кружком обществу предложена не просто новая философская специализация, а новое понимание профессиональной сферы философии и если обращаться к этимологии слов греческого языка, то создана и предложена новая dialektike techne - диалектика. “Методология” - это то, что создано работами Г.П. Щедровицкого и других членов Московского методологического кружка. Соответственно, методологи - это те мыслители, кто причисляет себя к движению школы Московского методологического кружка.
[2] Щедровицкий Г.П. Смысл оппозиции натуралистического и деятельностного подходов. Избранные труды. М., 1995. С 152-153.