eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Алексеев Никита Глебович

Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, лауреат Золотой медали РАО им. К.Д. Ушинского.

Родился в семье известного писателя Г.В. Алексеева (репрессирован в 1938 г.). В школьные годы интересовался наукой, искусством и спортом (был кандидатом в мастера по шахматам). В 1951-56 гг. учился в МГУ, поступив одновременно на два факультета – философский и физико-математический. Студентом второго курса знакомится с Г.П. Щедровицким (другом которого оставался всю жизнь) и другими членами логического (впоследствии методологического) кружка.

Включившись в работу кружка, Н.Г. Алексеев был одним из первых, кто пострадал за радикально новые идеи ММК в философии. Написав дипломную работу на кафедре логики с позиций разрабатываемой содержательно-генетической логики, вступил в конфликт со своим формальным научным руководителем (членкором АН СССР, профессором С.А. Яновской) и как сын репрессированного…получил справку, что прослушал полный курс наук по философии.

Несколько лет Никита Глебович преподавал математику в школе, заочно подготовил диплом и после его защиты в МГПИ им. Ленина, работая преподавателем на кафедре общей психологии (зав. А.В. Петровский), поступил (1961) в аспирантуру к классику российской психологии Н.Ф. Добрынину. Однако сформировавшийся у Н.Г. Алексеева за годы участия в деятельности ММК новаторский нормативно-деятельностный подход (см.: его статью в «Педагогике и логике») к логико-психологическому изучению мышления и там не нашел понимания кафедральных коллег, а потому диссертацию он смог защитить лишь в 1975 г.

После окончания аспирантуры Н.Г. Алексеев поступает (1966) в Институт истории естествознания и техники АН СССР – в сектор логики развития науки (зав. Н.И. Родный), затем переходит в сектор психологии научного творчества (зав. М.Г. Ярошевский) и сотрудничает с сектором системного исследования науки (зав. И.В. Блауберг). Тогда в ИИЕТ работало немало коллег Никиты Глебовича, прошедших через разные семинары ММК – Э.Г. Юдин, В.Н.Садовский, А.Я. Пономарев, И.Н. Семенов, в содружестве с ними он занимается разработкой методологических проблем философии науки, принципов проблемного обучения, а также изучением в контексте науковедения структуры творческого мышления как компонента научной деятельности.

В 1972-75 гг. Н.Г. Алексеев – психолог-консультант в Центральном институте физической культуры и спорта, откуда переходит в лабораторию методологии деятельности Института технической эстетики, где вместе с бывшими членами ММК Э.Г. Юдиным (до его кончины) и И.Н. Семеновым разрабатывает методологические принципы анализа концептуальных схем проектировочной деятельности и структуры эргономического знания.

Потеряв друга, Н.Г. Алексеев работает в группе методологических проблем эргономики (зав. И.Н. Семенов), где создает «Останкинскую методологическую школу» по разработке методологических средств эргономики и дизайна с системодеятельностных позиций ММК. Эти средства легли в основу фундаментальных руководств, изданных для стран-членов СЭВ «Эргономика: принципы и рекомендации» (1981, 1983) и «Основы методики художественного конструирования» (1981, 1983).

В 1978 г. Н.Г. Алексеев (совместно с Я.А. Пономаревым и И.Н. Семеновым) организует Всесоюзную секцию «Психология творчества» при Обществе психологов СССР, где в 1980-е гг. разрабатывает фундаментальные проблемы современной науки, творческой деятельности и системо-психологического изучения творческого мышления, участвуя в организуемых секцией международных симпозиумах по психологии творчества.

На рубеже 80-х годов начинается эпоха ОДИ. Участвуя в играх, которые проводит Г.П. Щедровикий, затем организуя и проводя свои, Н.Г. Алексеев сосредотачивается на внедрение системодеятельностной методологии и игровой психотехники в социальную практику для достижения эффективных результатов ее инновационного преобразования. В 1980-83 гг. он создает группу психологии шахмат в Инфизкульте (зав. – гроссмейстер А.В. Алаторцев), где обеспечивает (как психолог) подготовку олимпийского резерва и консультирует нескольких наших гроссмейстеров и олимпийский резерв страны.

В 1984-91 гг. Никита Глебович проводит ОДИ в НИИ, на промышленных предприятиях, в сферах образовании и госуправления, создавая для этого творческие коллективы в Москве, Киеве, Перми, Харькове, в Прибалтике, Крыму и на Урале. Сотрудничая с И.С. Ладенко и И.Н. Семеновым, он способствует организации в Новосибирском Академгородке и университете конференций по проблемам философии, логики, методологии, психологии, социологии и педагогике рефлексии, а также публикации фундаментально-прикладных изданий по проблематике рефлексивной деятельности, внеся существенный вклад в ее научное изучение и практическое использование.

В 1991 г. Н.Г. Алексеев создает в Институте педагогических инноваций РАО (директор В.И. Слободчиков) лабораторию методологии проектирования инновационного образования, а затем отдел философии и методологии проектирования образовательных систем, социализируя системодеятельностную методологию и игротехнику. В целях рефлексивного анализа и обобщения инновационного опыта внедрения методологии в практику научных исследований, образования и управления Н.Г. Алексеев организует Экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности (при Московском департаменте образования) и Научный совет по философии образования (при Президиуме РАО). В совместно с Ю.В. Громыко, В.В. Рубцовым и В.И. Слободчиковым организованной Московской академии культуры и развития образования разрабатываются проекты Федеральной программы развития Российского (1993) и столичного (1994) образования. Тогда же Никита Глебович проектирует и участвует в организации инновационных экспериментальных площадок, в частности Республиканского колледжа управления (Судак, Крым) и колледжа «Предпринимательства и социально-трудового проектирования» (Москва).

В 2002 г. Н.Г. Алексеев удостаивается ученой степени доктора психологических наук. В его итоговой монографии «Проектирование условий развития рефлексивного мышления» обобщены его философско-методологические разработки и психолого-педагогические исследования, представлены концептуально-методические основы созданной им научно-методологической школы, из которой вышли многие методологи, психологи, педагоги, игротехники, управленцы, реализующие и развивающие методологию ММК.

Основные публикации:

Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР. 1957, № 3; 1958. №№ 1, 4; 1959. №№ 1, 4, 5; 1960. №№ 2, 4, 5, 6; 1961. №№ 4, 5; 1962. №№ 4, 5, 6.

Алексеев Н.Г. Типологическая проблематика в изучении целостных образований // Системные исследования. Ежегодник. М.1977.

Алексеев Н.Г. (ред.). Использование ОДИ в системе педагогического образования. Пермь. 1992.

Алексеев Н.Г. Конструктивно-инновационный смысл методологии // Кентавр. 1996. № 2.

Алексеев Н.Г. Культурное значение методологии // Вопр. методологии. 1997. № 3-4.

Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач. М. 2002.

Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, № 2.

Алексеев Н.Г. Философские основания рефлексивного подхода // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. М.-Ярославль. 2004.

Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск. 1991.

Алексеев Н.Г., Злотник А.Б. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. М.1984.

Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Рефлексивно-методологический анализ проблематики философии образования // Инновационная деятельность в образовании. 1995. № 2.

Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Шеин А.Б. Развитие методологических исследований в эргономике // Техническая эстетика. 1983. № 3.

Алексеев Н.Г, Юдин Б.Г. Проблема системности исследования в психологии // Вопр. психологии. 1977. № 3.

Алексеев Н.Г, Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества. // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.1971.

Семенов И.Н. Развитие концепции Н.Г. Алексеева на фоне становления рефлексивно-методологического подхода.// Кентавр. № 34 (2004).

Семенов И.Н. Основные научные труды Н.Г.Алексеева. // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования (Сборник памяти Н.Г.Алексеева). М.-Ярославль. 2004.

Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г., Костеловский В.А. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований // Доклады АПН РСФСР. 1960. №№ 2, 4; 1961, № 4, 5.

И.Н. Семенов

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44