eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Зиновьев Александр Александрович

Выдающийся русский мыслитель 2-й половины ХХ века; философ, методолог, логик, социолог, социальный психолог, политолог, писатель, поэт, художник-график; доктор философских наук, профессор, получивший прижизненное признание всемирно известный ученый, публицист; предтеча ММК.

Из руководимого А.А. Зиновьевым логико-методологического семинара вышла плеяда выдающихся  российских философов-методологов (Н.Г. Алексеев, В.А. Грушин, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий), он был учителем, соратником и другом основателей ММК в первый период его зарождения в виде кружка содержательно-генетической логики в 1950-е гг. Затем радикально разошелся с этими методологически и содержательно ориентированными учениками, создав с другими, математически и формально ориентированными логиками (А.А. Ивин и др.) оригинальную научную школу современной математической (модальной, многозначной, комплексной) логики. Влияние разработанного и эксплицированного Зиновьевым из трудов К.Маркса метода восхождения от абстрактного к конкретному  прослеживается в трудах содержательно-генетических логиков рубежа 1950-60-х гг. – Г.П. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, В.С. Швырева, Э.Г. Юдина и др., а аксиоматический подход и его операционализация средствами многозначной, комплексной матлогики – в трудах членов того же кружка И.С. Ладенко, В.А. Лефевра, В.Н. Садовского и др.

Неразрывно связанные в жизнедеятельности Зиновьева жизненный путь и научно-художественное творчество разделяются на три радикально различные этапа его развития: советский (1922-77), европейский (1978-90), российский (1991-2006). Поскольку такие этапы присущи любому эмигранту, вернувшемуся на родину после 1991-93 гг., то для характеристики творческой индивидуальности Зиновьева целесообразно дифференцировать эволюцию его жизнедеятельности на ряд этапов формирования и развития творческой личности, вклад которой в российскую культуру сопоставим со вкладами таких выдающихся деятелей науки и искусства, как В.С. Высоцкий, М.К. Мамардашвили, Б.Ш. Окуджава, А.Д. Сахаров, Г.П. Щедровицкий А.И. Солженицын, Э.А. Радзинский и других властителей дум россиян на изломе революционной эпохи 80-90-х гг. ХХ.

Первый этап – период предвоенного становления оппозиционно настроенной к сталинизму личности, затем поднявшейся из низов народной гущи до высот мирового признания). Зиновьев родился в 1922 г. на исходе гражданской войны в бедной многодетной крестьянской семье в деревне под Чухломой. Вопреки насаждавшейся в эпоху «великого перелома» (т.е. становления сталинской диктатуры на рубеже 1920-30-х гг.) официальной большевистской идеологии, он рано социально самоопределился, уже в 16 лет встав в своем бунтующем сознании в духовную оппозицию к сталинизму. Будучи взят для дознания по «дружескому» доносу, был арестован, но сумел бежать из-под стражи и год, скрываясь, бродяжил, обретая экзистенциально-психологический опыт советского коммунального бытия и осваивая новоязовскую лексику и смачный народный говор (мастерски потом использованный в художественно-публицистических произведениях), активно рефлектируя окружавшую его жизнь и выстраивая собственное оригинальное мировидение. Волевой и смышленый сельский паренек сумел вырваться из бродяжничества и, поднаторев в социальной рефлексии городской жизни пролетариата, поступил в Москве ни много ни мало в ИФЛИ (Институт философии и литературы), да еще на философский факультет.

Второй этап – период духовно-нравственной закалки самостоятельно мыслящей и ответственной перед боевыми товарищами личности (танкист, затем летчик) в горниле фронтовой деятельности.

Жизненный опыт и его социально-экзистенциальная рефлексия позволили дифференцировать психологические характеры и типологизировать социологические детерминанты их ролевой реализации в советской действительности, что потом было использовано в философской рефлексии и художественной публицистике.

Третий этап (послевоенный период) завершение начатого еще в ИФЛИ и прерванного войной социально-гуманитарного образования Зиновьева-студента, затем аспиранта философского факультета МГУ. Здесь он специализировался в самой абстрактной и максимально удаленной от социальной действительности области – в формальной, а затем математической логике. В результате сформировался ученый-логик со строгим рациональным мышлением, благодаря мощи которого им была успешно защищена новаторская кандидатская диссертация («Метод восхождения от абстрактного к конкретному в Капитале К.Маркса», МГУ, 1954), посвященная по сути логико-диалектическому анализу  марксистской методологии и ее реализации на историко-экономическом материале. Тем самым Зиновьев осуществил концептуальную экспликацию и методологическую рефлексию Марксова метода восхождения от абстрактного к конкретному, что составило эпоху в советской послевоенной философской мысли середины 1950-х гг.

Четвертый этап связан с созданием вместе с аспирантами и студентами философского факультета МГУ (Б.А. Грушиным, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицким, а затем Н.Г. Алексеевым, В.А. Костеловским, В.Н. Садовским, В.И. Столяровым, В.С. Швыревым и др.) философско-логического кружка, где в оппозиции к традиционной формальной и ортодоксальной диалектической логике обсуждались логико-методологические проблемы строения и развития научного знания. В этот период Зиновьев публикует научно-логические и философско-методологические труды: «Логическое строение знаний о связях» (1959), «Философские проблемы многозначной логики»(1960) и др. В силу обнаружившихся принципиальных противоречий содержательного и личного характера, он (вместе со своими сторонниками В.К. Финном и Д.А. Лахути) расходится с первым кругом учеников и последователей (во главе с Г.П. Щедровицким), углубляясь в логико-эпистемологическую проблематику строения научного знания («Дедуктивный метод в исследовании высказываний о связи», 1960) – в отличие от недавних соратников, сосредоточившихся на логико-методологических проблемах развития научного познания и сорганизовавшихся для их изучения в инновационную научно-деятельностную структуру – Кружок содержательно-генетической логики (затем ММК).

На пятом этапе – с конца 50-х до середины 70-х гг. – Зиновьев разрабатывает оригинальную логико-математическую концепцию строения научного знания («Логика высказываний и теория вывода», 1962) и создает на философском факультете МГУ, а затем в Институте философии АН СССР реализующую ее научную школу многозначной логики («Двузначная и многозначная логика», 1963). Научные достижения Зиновьева («О применении модальной логики в методологии науки», 1964; «Об основных понятиях и принципах логики науки», 1964) и его школы получают внутрисоюзную («Логическое исследование», 1968; «Очерк многозначной логики», 1968) и международную («Комплексная логика», 1970) известность.

Однако он лишен возможности презентовать оригинальность предложенного им научного подхода и конструктивность достижений своей научной школы на международных философско-логических форумах, поскольку в силу обстоятельств жизненного пути его, выдающегося ученого-логика, не выпускают в зарубежные командировки (термин времен СССР – «невыездной»).

Шестой этап (1970-е гг.) связан с экзистенциально-творческой рефлексией противоречий научно-профессиональной и духовно-нравственной деятельности, что привело к идейному отчуждению Зиновьевым ценностей советской действительности, а затем к радикальной критике социального бытия, что нашло выражение в едкой философско-художественной сатире – самом известном его социологическом романе «Зияющие высоты». Публикация романа за рубежом (1976), естественно, привела к официальному остракизму. Спустя два года Зиновьев был лишен боевых наград, ученых степеней, звания профессора, советского гражданства и выслан с женой за границу.

Седьмой этап жизнетворчества Зиновьева, поселившегося в ФРГ, – развитие на рубеже 1970-80-х гг. литературного мастерства в жанре сатирической поэзии (сборник «Мой дом – моя чужбина») и, в особенности, публицистической прозы («В преддверии рая», 1977; «Желтый дом», 1978; «Без иллюзий», 1979; «Мы и Запад», 1981; «Ни свободы, ни равенства, ни братства», 1983»), посвященной научно-сатирической критике советской системы.

Основное содержание восьмого этапа (1980-е гг.) – социо-культурная рефлексия структуры советского общества как социалистической системы, реализованной в превращенных формах коммунистических идеалов: Зиновьев строит философско-социологическую концепцию «коммунального общества» – «Коммунизм и реальность» (1981), «Сила неверия» (1986), «Горбачевизм» (1987), эссе (1988) и затем роман (1990) «Катастройка», «Гомо советикус» и др. Критический потенциал этих концептуально-социологических произведений и их едкая, сатирико-публицистическая форма оказали большое влияние на формирование оппозиционных представлений научной интеллигенции и широких народных масс. На рубеже 1980-90-х гг. романы Зиновьева, так же, как публицистика А. Солженицына, А. Сахарова и др. аналогичных социальных мыслителей, способствовали образованию революционной ситуации в стране (см. его изданные во Франции мемуары «Исповедь лишнего человека», 1990). На волне углублявшейся перестройки, демократизации и гласности Указом Президента СССР М.С. Горбачева Зиновьеву было возвращено советское гражданство (1990), а также все награды и звания.

Девятый этап связан с культурно-исторической рефлексией революционной драмы 1991-93 гг., приведшей к распаду СССР как мировой державы. В результате, вернувшись в новую Россию, Зиновьев из яростного критика советской системы превращается чуть ли не в апологета ее самодостаточности как неизбежного этапа развития социалистической идеи в «коммунальных» условиях российского общества. Эта трансформация отразилась в философско-публицистических произведениях и хроникально-социологических очерках рубежа 1990-2000-х гг. – «Кризис коммунизма», «Перестройка в Партграде», «Революция в Партграде» и др.

В целом творческой личности Зиновьева – социального мыслителя, логика, писателя-публициста и поэта-сатирика – присущи смелость и острота мысли, оригинальность и системность идей, эссеизм и художественность форм, логичность и аксиоматичность конструкций, целеустремленность и идейность деятельности, самоотверженность и патриотизм социального бытия. Его яркий уникальный жизненный путь являет удивительное по своей цельности, мощи и продуктивности рефлексивно-экзистенциальное воплощение эксплицированных им еще в кандидатской диссертации социально-методологических ценностей восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. В самом деле, жизнетворчество Зиновьева эволюционировало от социально-оппозиционного самоопределения в противоречивой довоенной конкретике набиравшего силу сталинизма через мыслительное отчуждение от него в послевоенные годы посредством рефлексивно-методологической концентрации на абстрактно-логической научной деятельности до экзистенциально-публицистического погружения в художественно-социологическую критику деструктивных противоречий социального бытия в застойные годы.

Именно методологический старт развития мыслителя Зиновьева в 1950-е гг. оказался и системообразующим периодом его собственной жизнедеятельности как логика и художника-публициста, и стратовым эпицентром философско-методологических инноваций и личностно-коммуникативных противоречий, которые были конструктивно сняты Г.П. Щедровицким и другими выше поименованными членами Логического кружка, на рубеже 1950-60-х гг. трансформированного в Московский методологический кружок.

Отношение Зиновьева – как предтечи ММК к создателям, идеям и наследию школы Щедровицкого было противоречивым и менялось на различных этапах от определенного интереса и ревнивого отчуждения через принципиальную критику до глухого признания самостоятельности и фундаментальности наработок ММК. В 2003 г. мне довелось слушать двухчасовой доклад Александра Александровича в многочисленной аудитории Российской академии госслужбы при Президенте РФ, в котором он развернул и обосновал свою широко известную по работам (М., 1990, 1994, 2003) философско-социологическую трактовку развития России советского и современного периода. Итожа и обобщая свои научные достижения, Зиновьев, в частности, подчеркнул создание им социологической теории развития коммунального общества и научной школы многозначной логики, а также отметил существенный вклад своих учеников в мировую методологию. Когда перешли к вопросам, я (для начала сказав, что сам «происхожу» из философской и психологической страты, многих философов и методологов знаю лично, так как участвовал в системно-методологических семинарах 1960-70-х гг.) спросил Александра Александровича, в чем он видит этот вклад и кого из учеников может назвать, на что он ответил, что это широко известно научно-философской общественности.

В последние годы жизни Зиновьев, как всегда, интенсивно работал и нередко публично выступал с докладами в институтах, учреждениях, в печати и на телевидении, продолжая свои философско-социологические исследования и обобщая их результаты в современном социально-экономическом контексте динамики российского общества и мировой культуры, внося весомый вклад в ее цивилизационное развитие.

Библиография:

Зиновьев А.А. Дедуктивный метод в исследовании высказываний о связях. М., 1960.

Зиновьев А.А. Логика высказываний и теория вывода. М., 1962.

Зиновьев А.А. О применении модальной логики в методологии науки. М., 1964.

Зиновьев А.А. Основы логической теории научных знаний. М., Наука, 1967.

Зиновьев А.А. Зияющие высоты. Тт. 1, 2. М.: ПИК, 1990.

Зиновьев А.А. Гомосоветикус. Мой дом – моя чужбина. М.: Лепта, 1991.

Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М.: Центрополиграф, 1994.

Зиновьев А.А. Катастройка. М.: Эксмо, 2003.

Семенов И.Н. Типология, периодизация и организация рефлексивного подхода в психологии и социально-гуманитарных науках // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. М., 2004.

Щедровицкий Г.П. Я всегда был идеалистом. М., 2001.

И.Н. Семенов

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44