eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Надежина Римма Григорьевна

Родилась в г. Воскресенске Горьковской области. В 1956 г. окончила Горьковский (ныне Нижний Новгород) педагогический институт. Работала в педагогическом училище в г. Канаш (Чувашия).

В 1962-65 гг. – учеба в аспирантуре Института дошкольного воспитания в Москве, директор А.В. Запорожец), руководителем диссертации по теме «Развитие взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности» была доктор педнаук Р.И. Жуковская.

Однажды придя на институтский семинар для педагогов, который вел Г.П. Щедровицкий, стала с того момента его активным участником, потом была приглашена Георгием Петровичем на «большой» методологический семинар в Институте психологии и стала членом узкой «группы Щедровицкого», а ГП фактически взял на себя руководство ее диссертационной работой (против чего, как говорят очевидцы, Жуковская не возражала).

В 1965 г. в сборнике «Проблемы исследования систем и структур» была опубликована ее (в соавторстве с Г.П. Щедровицким) статья «Анализ детских групп как малых неоднородных систем». Такой поворот темы исследования с акцентом на логический анализ педагогической ситуации был нов и с трудом принимался педагогическим коллективом Института дошкольного воспитания. Возникли проблемы с принятием того материала, который представляла Р.Г. Надежина на педагогическом совете. В итоге, хотя в 1964 году были опубликованы две статьи по теме (одна – в журнале «Вопросы психологии», а другая – в «Дошкольном воспитании»), диссертация за годы учебы оформлена не была.

После этого Римма Григорьевна пять лет работала методистом дошкольного воспитания в Подмосковье, а в 1970-90 гг. в той же должности – в Министерстве образования РСФСР, одновременно продолжая работать над диссертацией. До начала трагических лет болезни успела оформить две главы.

Тема, которой занималась Римма Григорьевна, очень важна как для теории педагогики, так и для практики воспитания и практически не разработана до сих пор. Нетривиальный подход в ее разработке, осуществленный ею в союзе с Г.П. Щедровицким, внес большой вклад в теорию и практику дошкольного воспитания.

Р.Г. Надежина была не только прямой ученицей Г.П. Щедровицкого, но и одной из тех, кто пытался в своем исследовании реализовать его замыслы по совершенствованию научного уровня педагогических исследований. Она была беспредельно восхищавшимся им, доверявшим и преданным ему человеком (несмотря на всю свою внешнюю колючесть). Общение с Г.П. перевернуло ее жизнь, беспредельно обогатило ее новым взглядом на мир, на людей, на человеческие ценности. Как и всех нас.

И.Б. Даунис

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44