eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Розов Михаил Александрович

В декабре 1958 г. после окончания философского факультета Ленинградского университета и аспирантуры при кафедре логики я был распределен в Новосибирск на кафедру философии СО АН СССР. В тот момент моя основная идея состояла в том, что логику и эпистемологию надо строить на конкретном материале истории науки, и я уже начал двигаться в этом направлении: занимался абстракцией, собирал материал о разных типах построения классификаций, пытался построить типологию научных экспериментов.

Спустя два года, участвуя в симпозиуме по логике и методологии науки (Томск), я познакомился с Г.П. Щедровицким, до того ничего о нем не знал и его работ не читал. Но именно общая идея необходимости эмпирической работы объединила нас тогда, и мы договорились работать вместе.

Деталей мы не обсуждали, но я получил от Георгия Петровича список его статей, узнал о существовании ММК и присутствовал на обсуждении проблемы эксперимента, которое ГП организовал в номере гостиницы. Это обсуждение произвело на меня сильное впечатление. Поразило не содержание высказанных точек зрения, ибо экспериментом я уже занимался, считал его порождением рефлексии и имел за плечами довольно большой эмпирический материал – меня поразил сам характер коллективного обсуждения, которым ГП очень искусно руководил.

Из его работ после той встречи я прочитал только «О строении атрибутивного знания», и она тоже произвела на меня сильное впечатление своей новизной и непохожестью на все, что тогда писали. У меня тогда была идея, что в основе познавательного процесса лежит акт распознавания, и это легко ассоциировалось со строением номинативного знания, о котором он писал.

Очень импонировал еще один момент. Начиная с первых лет аспирантуры, я пытался отказаться от анализа каких-либо ментальных состояний, от выражений типа «мысленное выделение», «мысленное отвлечение», «мысленное разделение» и т.п. Я говорил: представьте себе, что мы анализируем процесс сборки автомашины на автомобильном заводе. Нас при этом не будет интересовать, что происходит в головах рабочих, нам важны только те операции, которые реализуются на конвейере. Вот и при исследовании познания надо все выложить на конвейер. А в указанной работе ГП мы тоже имеем либо операции предметного сопоставления и отнесения, либо операции со знаковой формой. Здесь все на конвейере. И это здорово.

Тем не менее, в анализе знания я не пошел по следам Щедровицкого. Мне казалось, что его представления о работе со знаковыми формами подходят при анализе разве что физики и математики, а я в то время читал Дарвина, Докучаева, интересовался науками о Земле. Выражаясь современным языком, можно сказать, что меня привлекло в работе Георгия Петровича то, что сделал Карл Поппер в своей концепции объективного знания. Мне кажется, что эту идею ГП последовательно развивал в дальнейшей работе и резюмировал ее в тезисе о мышлении как особой субстанции.

Оказал ли при этом Щедровицкий на меня какое-то влияние? Безусловно, да. Проявилось оно, прежде всего, в том, что я организовал в Академгородке Сибирского отделения семинар по логике и методологии науки, который начал интенсивно работать в ноябре 1963 г. и проработал более двадцати лет (Розов М.А. Знание как объект исследования. Воспоминания о работе новосибирского семинара (1963-1980) // Вопросы философии. 1998. № 1; а также Розов М.А. В поисках Жар-птицы // Вопросы философии. 2005. № 6).

Был ли Новосибирский семинар филиалом ММК? И да, и нет.

Да, ибо Щедровицкий пользовался большим авторитетом среди членов семинара, несколько раз приезжал в Академгородок и выступал с серией докладов. В 67-м году мы организовали в Академгородке симпозиум, на котором ГП и его ученики играли главные роли (Проблемы исследова­ния структуры науки (материалы к симпо­зиу­му). Новосибирск, 1967).

Нет, так как в идейном плане семинар развивался по собственной программе. Иначе и не могло быть, ибо нас разделяли тысячи километров, что сильно ограничивало возможность непосредственных контактов. Я вообще был на заседаниях ММК всего несколько раз: два раза – докладчиком и раза два-три слушателем. Идеи Щедровицкого на семинаре упорно защищал И.С. Алексеев, который чаще ездил в Москву и выступал после этого моим оппонентом на семинаре. Я в этих спорах настаивал на том, что семинар должен иметь свои собственные имманентные механизмы развития. (Розов М.А. Я опоздал на нашу встречу (воспоминания об И. Алексееве) // Алексеев И.С. Деятельностная концепция позна­ния и реальности. М., 1995).

С Георгием Петровичем у меня были хорошие личные отношения, но он никогда не вел со мной теоретических споров. Насколько я понимаю, его не очень волновало то, что мы идем другим путем – Новосибирский семинар был ему важен как некоторая организационная ячейка, на которую он мог опираться. Однажды он спросил меня: ты с нами или нет? Конечно, с вами! – ответил я вполне искренне, имея в виду общую установку на анализ фактов и отказ от догматизма. Но я вовсе не понимал под этим «с вами» наличие какой-то жесткой организации и подчинение какой-то «партийной дисциплине».

Повторю, идеи Щедровицкого, конечно, оказывали на меня влияние, но – весьма своеобразно: именно под их влиянием я и пошел другим путем. В его работах можно часто встретить утверждение, что деятельность предполагает наличие каких-то норм или образцов. Эта мысль, однако, нигде не детализируется и не развивается. А между тем, воспроизведение непосредственных образцов поведения – это базовый механизм существования языка-речи и всех форм человеческой деятельности. Сейчас уже трудно проследить, как возникла эта мысль, но думаю, что именно работы ГП и, прежде всего, его статья в соавторстве с В.А. Лефевром и Э.Г. Юдиным «Естественное и искусственное в семиотических системах» натолкнули меня на открытие нового мира, который позднее получил имя мира социальных эстафет. Это произошло в конце 60-х, но только в конце 70-х я познакомился с работами Г. Тарда, а затем нашел термин «социальная эстафета» в книге «Слово и объект» У. Куайна.

С начала 70-х гг. наш семинар целиком переключился на исследование социальных эстафет и их связей. Была (вслед за Тардом) проведена аналогия с волной, введено понятие социального куматоида, т.е. волноподобного объекта, живущего и распространяющегося на человеческом материале. Была решена проблема способа бытия семиотических объектов, остро поставленная еще Ф. де Соссюром и крайне важная, как мне представляется, для всех гуманитарных наук. В свете этих представлений у меня уже не было необходимости вводить в рассмотрение особую субстанцию деятельности и мышления и объявлять себя идеалистом, как это сделал ГП в последних своих выступлениях. Деятельность во всех ее формах – это не субстанция, а волна (Розов М.А. Социум как волна (Основы концепции социальных эстафет) // М.А. Розов Феномен социальных эстафет. Сборник статей. Смоленск. 2004; а также Розов М.А. Проблема способа бытия в гуманитарных науках (по следам Г.П. Щедровицкого) // Познающее мышление и социальное действие (Наследие Г.П. Щедровицкого в контексте отечественной и миро­вой философской мыс­ли). М., 2004).

Несколько слов о моем отношении к методологии в версии ММК. Тут два пункта.

1. Явно выраженный методологизм был присущ мышлению ГП, начиная с самой первой его статьи. Часто он не столько решал проблему, сколько обсуждал пути ее решения. Наиболее яркий пример – статья «Проблемы построения системной теории сложного «популятивного» объекта». Я же всегда полагал, что теория может быть результатом непредсказуемого стечения обстоятельств и важно, говоря языком Поппера, ее фальсифицировать. Кроме того, я утверждал, что непосредственные образцы сильней вербализованных предписаний – в условиях, когда они противоречат друг другу. В этом плане методологические программы, как правило, никто не будет реализовывать, если сам автор не задал образцы их реализации. Иными словами, я всегда отдавал приоритет результату, а не способу его получения. Это вовсе не отрицает полностью значения методологической работы, но крайний методологизм ГП, как мне представляется, был существенным тормозом в развитии его идей.

2. Я всегда считал, и это вытекает из предыдущего, что методология – это прерогатива самого ученого, его рефлексия. Но если мы описываем науку как систему с рефлексией, то надо не рефлектировать, а сделать рефлексию объектом изучения. Короче, я с конца 60-х гг. искал надрефлексивную позицию и пытался при анализе науки отказаться от языка рефлексии. ГП по этому поводу как-то сказал мне: «Я не только тебя не понимаю, я вообще не представляю, как такое может быть». Мне, однако, представляется, что я получил в этом направлении кое-какие результаты (Розов М.А. Рефлексия и деятельность // Наука глазами гуманитария. М., 2005).

И, наконец, о моем общем отношении к Щедровицкому. Как я понимаю сейчас (через 11 лет после его смерти), я почти ни в чем с ним не согласен. Я полагаю, что он не решил поставленных им проблем. Тем не менее, я искренне им восхищаюсь. Это был крупный исследователь, способный ставить новые принципиальные проблемы, и очень яркая незабываемая личность. Это был блестящий оратор, смелый и беспощадный полемист, и, несомненно, великий труженик. В годы вынужденного застоя нашей философской мысли он ярко выделялся на фоне тогдашней серой среды и новой проблематикой, и новыми методами работы. В отличие от многих других он мыслил и призывал к мышлению (Розов М.А. Рожденный мыслить // Вопросы философии. 2004. № 3). А мышление тогда, помимо всего прочего, требовало еще и мужества. И он, несомненно, очень много сделал для того, чтобы проветрить затхлое помещение тогдашней «марксидской», как выражался Александр Герцен, философии.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44