eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Аросьев Дмитрий Александрович

Судьба Д.А. Аросьева неординарна. Воспитывался в военной музыкальной школе, окончил какую-то особую кафедру Лесотехнического института. Именно тогда он впервые услышал – «ритм лечит сердце», которая изменила что-то в его мировосприятии, и он ринулся в спорт. В нем Дмитрий Александрович быстро достиг успехов, стал тренером по гребле и сразу же начал сопротивлялся традиционной методике спортивной подготовки: длинный основной период, где человек накапливает «физику», подготовительный период, где быстро и коротко настраивается, и, наконец, соревновательный, где реализуются ранее развитые навыки; восстановительный период, после которого все повторяется заново. Аросьев начал все планировать иначе – с конца, исходя из той деятельности, которую спортсмену предстояло осуществить в соревнованиях. Проектный подход к спортивной подготовке был построен Д.А. Аросьевым в результате его сотрудничества с Г.П. Щедровицким.

Видимо, необычная судьба наложила на Дмитрия Александровича отпечаток: он тянулся ко всему новому, необычному, неординарному. Именно поэтому, прослышав о Щедровицком, он пришел к нему на лекцию, а позже уже ГП привел Аросьева в Московский областной институт физкультуры читать лекции о планировании спортивной подготовки. Это было действительно необычно и удивительно: чувствовалось, что его метод, основанный на стремлении синтезировать разные предметные знания для конструирования и проектирования системы подготовки спортсменов, действительно может помочь в тренерской работе. В свою очередь, и Георгий Петрович стремился осмыслить то, что делал Аросьев, придав этому какой-либо статус. Он рассматривал это, во-первых, как опыт проектирования в социальной сфере, что было достаточно ново для того времени, поскольку в соцсфере всегда все происходило как бы само собой: проектировали дома, а не системы работы с людьми. Во-вторых, ГП видел в этом опыт конфигурации знаний из разных наук.

То есть у ГП и ДА, помимо теплых дружеских отношений, был и взаимный интерес по содержательным вопросам. Нельзя сказать, что Аросьев продвигал методологические идеи, скорее он помогал в этом ГП; с легкостью вошел в методологическое движение и с такой же легкостью спустя какое-то время из него вышел.

С.И. Котельников говорил, что ближайшими сподвижниками ГП были Олег Генисаретский, Виталий Дубровский, Вадим Розин, Борис Сазонов, а вот пятым с ними, хотя как-то немного «сбоку», был Аросьев, который сотрудничал и дружил с названными людьми. Тогда он действительно был активным участником ММК, участвовал в семинарах, привлекал ГП к работе со спортивными командами (в частности, со сборными профсоюзов по разным видам спорта). Благодаря ему Щедровицкий заключал договора на научную работу с рядом команд – по стрельбе, гребле, легкой атлетике, горным лыжам.

После Московской Олимпиады (1980) государственный интерес к спорту поутих. Дмитрий Александрович из спорткомитета перешел в НИИ общей и педагогической психологии (директором его тогда был В.В. Давыдов) в лабораторию психологии спорта, начал увлекаться психотерапией и разработками в области содержания образования, участвовал в первых играх Ю.В. Громыко и В.А. Жегалина, впоследствии стремясь наработанное в них реализовать в частных школах, где работал как психолог.

То, что его трудовая книжка лежала в том или ином отделе кадров, для него никогда не было значимо – он всегда занимался только тем, что считал интересным и нужным, включаясь в ту работу, в которой хотел участвовать. Например, ему многое не нравилось в советской системе образования, и как только появилась возможность хоть что-то в ней изменить, формально числясь в спортивной лаборатории, он находил единомышленников и начинал действовать.

Аросьев участвовал во многих ОД играх, даже пытался проводить их сам, например, с людьми, которые занимались детскими домами и начальным профессиональным образованием. По его инициативе совместно с Жегалиным была проведена ОДИ, связанная с выборами депутатов от каких-то подмосковных районов и городов. Он многое успел, но, кроме книги «Система спортивной подготовки», у него нет ни одной завершенной работы. Он собирался описать то, над чем трудился в образовании, всю жизнь мечтал написать книгу о своем отце…

Не считая методологию делом своей жизни, Дмитрий Александрович никогда не отказывался от методологии. Не занимаясь ею глубоко, использовал ее в той мере, в какой считал полезным: когда занимался спортом – для спорта, когда занимался психологией – для психологии, когда занимался образованием – для образования.

Могу сказать, что главным интересом для Д.А. Аросьева был человек сам по себе, но не скажу, что у него была какая-то идея человека. Скорее всего, он как раз метался и двигался в ее поисках, постоянно хватаясь за разные теории. С этой точки зрения среди его увлечений представления Г.П. Щедровицкого и СМД подход были «одним из». А основное, связанное с его участием в методологическом движении, им было сделано в спорте.

Дмитрий Александрович был человеком чувствительным и талантливым, с легкостью и быстротой включался в различные профессиональные области, схватывал разные подходы, понимал разные теории, хотя никогда не заставлял себя освоить что-нибудь полностью. Его можно назвать эклектиком. Иногда его эклектика, как в спорте, превращалась в реализуемый проект, а иногда, как в образовании, так и оставалась эклектикой.

По воспоминаниям И. Назаровой записала А. Петрушова

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44