eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Аросьев Дмитрий Александрович

После ареста отца воспитывался в детском доме. Был принят в Суворовское училище, которое, помимо всего остального, позволяло специализироваться в области педагогики. Активно занимался греблей на байдарке-каноэ, мастер спорта, входил в молодежную сборную Советского Союза.

Занявшись научной деятельностью, Дмитрий Александрович защищает кандидатскую диссертацию по теме проектирование спортивной подготовки (научный руководитель – зав кафедрой теории и методики физвоспитания Центрального института физкультуры и спорта А.Д. Новиков), после чего кандидата наук приглашают в Спорткомитет СССР (ученый секретарь Научного Совета, затем главный специалист Отдела науки).

Интерес к проблемам управления приводит Аросьева на 1-ю Всесоюзную конференцию по управлению в экономике (1964), которая проходила на экономическом факультете МГУ. Один из выступавших гневно отзывается о неизвестном Дмитрию Александровичу Г.П. Щедровицком, назвав его… субъективным идеалистом! Заинтригованный, Аросьев спрашивает соседа, будет ли ответ. Нет, конечно,– улыбнулся тот,– имярек потому-то и разбушевался, что оппонент отсутствует… А где его найти? - В институте психологии…

Как впоследствии вспоминал Аросьев, на первом же заседании Комиссии по психологии и логике он «сразу же ощутил радость от внятности речи Георгия Петровича, абсолютной самостоятельности в мысли, предъявленной здесь и теперь». Приглашенный на методологический («узкий») семинар, Дмитрий Александрович первым делом выделил значимую для себя технологию работы кружковцев: «всё пишется на магнитофон, то есть, документируется: при желании понять то, в чем не удалось разобраться сходу, можно открутить пленку назад и еще раз прослушать произнесенный тезис».

Д.А. Аросьев становится полноправным членом ММК. И на период подготовки к Московской Олимпиаде 1980 г. привлекает Г.П. Щедровицкого и его соратников к работе в Малаховском филиале Московского областного инфизкульта; так начинается сотрудничество методологов с управленцами в области спортивной деятельности, тренерами высшей квалификации, психологами, социологами и другими «предметниками в области подготовки спортсменов высшей квалификации». (Эти проблемы в семинарах активно обсуждали А.И. Астахов, С.В. Брянкин, В.А. Демин, Е.Г. Кобяков, Е.П. Суханов, О.Л. Чернов и др.). Одновременно Дмитрий Александрович организует все выездные совещания Кружка, прежде всего на Олимпийской базе в Подольске.

В Кружок Д.А. Аросьев пришел сформировавшимся специалистом в области спортивной подготовки олимпийских команд. Можно с большим основанием утверждать, что разработки ММК по методологии комплексного подхода непосредственно связаны с идеями Аросьева и их реализацией. Дело в том, что на гребне научно-технической революции широкое распространение в практике спорта высших достижений получила идея создания комплексных научных бригад, обеспечивающих целевую подготовку спортсменов.

Д.А. Аросьев разработал технологию целевой циклической подготовки спортсмена в точном соответствии с графиком проведения соревнований. Комплекс подготовки рассчитывался так, чтобы пик спортивной формы приходился на соревнования самого высокого уровня. В частности, разработанная технология, названная «Бегущий кабан», была реализована в четырехгодичном цикле подготовки стрелков. Она объединяла в целостной программе десять независимых форм подготовки, имеющихся тогда в арсенале тренеров. Особенностью комплекса была спроектированная программа, объединяющая силовую, тактическую, биомеханическую, физиологическую, психофизическую и психологическую  и др. формы подготовки и обеспечения, т.е. все те позиции специалистов, которые на тот момент могли быть выделены в системе специального обеспечения спортивных достижений.

Обсуждая эти программные идеи на семинарах ММК (с участием В.Я. Дубровского, Р.И. Спектора, А.А. Тюкова и др.) Дмитрий Александрович реализует их внедрение в систему обучения и повышения квалификации тренеров.

В то же время обсуждение этой технологии инициировало семинарские дискуссии по проблемам соотношения системного и комплексного подходов, организации целевых программ, которые объединяли исследования, дизайн и практику в программные комплексы и предполагали специальную организацию коллективной мыследеятельности в условиях взаимодействия специалистов, занимающих разные профессиональные позиции.

Понятие специальной подготовки (в отличие от различных форм обучения и тренинга) обсуждалось на семинарах кружка по материалам технологических разработок Д.А. Аросьева. В частности, на одном из подольских совещаний развернулась довольно острая полемика между Дубровским, отстаивающим схемы кооперации в системах спортивной подготовки, и Щедровицким, Аросьевым, Спектором, выдвигавшими идеи человеко-технического семиозиса «тренер – ученый – спортсмен».

Именно на материале работ Дмитрия Александровича подробно обсуждались в Кружке уже в начале 70-х гг. проблемы структуры «включенного наблюдения», ставшего снова модным в социологических исследованиях (в формулировке ГП это звучало как проблема «рыбы – ихтиолога»).

Вклад Д.А. Аросьева в достижения ММК по разработкам Общей теории деятельности, Теории коммуникации, Методологии комплексного подхода, Технологии игровых методов профессиональной подготовки несомненен.

А.А. Тюков

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44