eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Меерович Марк Григорьевич

В 1978 г. после окончания Иркутского политехнического института по специальности «Архитектура», я молодым и весьма амбициозным человеком приехал на стажировку в Московский архитектурный институт с темой «Архитектурная типология». Мой научный руководитель, И.Г. Лежава, посоветовал мне пообщаться на эту тему с автором статьи «Проектирование без прототипов» А.Г. Раппапортом. Мы встретились с ним в «Сенеже», гуляли, разговаривали, и под конец нашей беседы он сказал, что если я действительно хочу научиться мыслить, то единственный путь – начать посещать семинары Г.П. Щедровицкого.

Первое знакомство с Георгием Петровичем произошло на его лекции в НИИОПП АПН, но гораздо ярче в памяти отпечатался мой первый визит к нему домой в конце того же года. Он поил меня кофе, расспрашивал, был по-домашнему мягок и по-человечески очень открыт (что совсем не совпадало с его публичным имиджем и потому, наверное, так остро запомнилось мне) и пригласил меня на домашние семинары, которые проходили на квартире у Светы Поливановой.

Мне всегда претили безграничные игры ума, не желающего иметь ничего общего с деланием. Здесь же, в семинарской работе (а затем и в игровой практике) я увидел, как мысль находит решение и тут же действует. Правда, через слово – это было не совсем то, чего хотели мои руки, постоянно желавшие материального созидания, но это все же было такое редкое, такое увлекательное единство мысли и дела.

В те времена считалось, что полноценная работа кружковца возможны лишь тогда, когда он посещает 3 семинара и в каждом из них выступает в отдельной роли – в первом он «ученик», во втором – «равноправный участник», в третьем – «учитель». В качестве равноправного участника я вошел в семинар, который для нескольких человек с архитектурным образованием специально сформировал Миша Гнедовский.

Работа в семинаре Светы Поливановой, где я был в роли «ученика», в то время была погружена в атмосферу восторженных воспоминаний о недавно прошедшей Игре-1, ход и результаты которой обсуждались параллельно с подготовкой следующей игры. С этого началось мое участие в игровом движении. Всего я был участником, организатором, руководителем приблизительно в 50 играх (в том числе, в тех, которые были непосредственно связаны с Восточно-Сибирским регионом – Выборы Штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе, социально-экологическая экспертиза «Байкал», игра «Развитие системы ЖКХ Иркутской области», Школа депутата и игра «Город» (Иркутск)  и др.).

Ключевые слова, которыми, наверное, можно определить наиболее существенные мотивы содержательной работы кружка в годы моего участия в нем, это «стремление изменить к лучшему» – устройство систем производственной деятельности, качество индивидуальной научной работы, характер системы образования и т.д. и т.п. весь окружающий мир.

Собственные исследования в ММК я вел по теме: «Организация проектной (архитектурно-градостроительной) деятельности», изучал роль и функции архитектурной типологии в советской системе профессиональных знаний, искал закономерности и особенности в официально рекомендованных и практиковавшихся методах проектирования, разбирался в истории формирования системы массового проектного дела в СССР. Этот интерес и определил всю мою последующую исследовательскую деятельность – я стал специалистом в области государственной жилищной и градостроительной (расселенческой) политики в СССР в период 1917-41 гг.

Вернувшись после защиты кандидатской диссертации в Иркутск (1984 г.), я организовал методологический семинар, в который, помимо новичков, вошли люди, до этого уже приглашавшиеся мною на мероприятия ГП и знакомые с ММК. С этого времени Иркутск был включен в «зону игротехнического движения»: мы проводили регулярные семинары; приезжал ГП; иркутяне регулярно выезжали на методологические и игротехнические мероприятиях; игры, экспертизы, школы здесь проводили С.В.Попов, П.Г. Щедровицкий, А.П.Зинченко; проводились и собственные игры – Ю.М. Березкиным, И.В. Лисовым; огромную организационную работу вели В.С. Сбитнев, Н.Я. Труфанова, А.О. Татаринов.

Сегодня в Иркутске методологического и игротехнического движения нет. Изменилась сама жизнь. Многих разбросало по свету. Но во всех нас методологическое прошлое произвело личностные изменения – кто-то по способу мышления и характеру социального действия остался методологом, кто-то – игротехником; кто-то вырос до крупного руководителя, кто-то ушел в индивидуальную ремесленническую деятельность. Меня, например, оно начисто лишило карьерных амбиций.

Несмотря на то, что, начиная с середины 90-х, полностью погрузился в профессиональную деятельность и связанный с ней исторический материал, я считаю себя методологом и потому, прежде всего, что дух ММК до сего дня определяет и мое миропонимание, и мое самосознание.

Кандидат архитектуры, доктор исторических наук, профессор (факультет «Архитектура и дизайн» Иркутского государственного технического университета). Советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, действительный член Международной академии наук о природе и обществе по отделению «Художественный и индустриальный дизайн», член Союза Архитекторов России и Союза Дизайнеров России, почетный работник Высшей Школы, профессор Международной Академии архитектуры.

Основные публикации:

  1. Биография профессии. Очерки истории государственной организации профессии архитектора в СССР 1917- 1941 гг.: Монография. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002.
  2. Биография профессии. Очерки истории жилищной политики в СССР 1917-1941 гг.: Монография. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003.
  3. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования. История государственной организации профессии архитектора в СССР 1917- 1941 гг.: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002.
  4. Социально-культурные основы осуществления государственной жилищной политики в РСФСР (1917-1941 гг.). – Дисс. на соискан. уч. ст. доктора исторических наук. Иркутск, 2004.
  5. Рождение и смерть жилищной кооперации. Жилищная политика в СССР. 1924-1937 гг. (социально-культурный и социально-организационный аспекты). Иркутск, 2004.
  6. Как власть народ к труду приучала: Жилище в СССР – средство управления людьми. 1917-1941 гг.: Монография. – Stuttdart. Ibidem-Verlag, 2005.
  7. Квадратные метры, определяющие сознание: государственная жилищная политика в СССР. 1921-1941 гг.: Монография. – Stuttdart. Ibidem-Verlag, 2005.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44