eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Танцоров Сергей Трудославович

Почему я стал заниматься СМД методологией и примкнул к методологическому движению?

Методология восстанавливала нормы профессиональной деятельности, которые были утрачены и не передавались через систему высшего образования – в первую очередь нормы, связанные с культурой мышления.

На играх был дух инновационности, проявляющий себя в постановке проблем и разворачивании представлений о возможных целях.

СМД методология, включая оргдеятельностные игры, позиционировала себя на уровне управления общественными процессами. Это резонировало с моими ценностями – я считал важным участвовать в изменении общественной ситуации.

Существовала идея могущества методологии, выраженная в известном девизе «Методология может все!». В этом был вызов, вдохновляющий на действие.

Эти основания задавали границы моего самоопределения как человека, причастного к достойному делу.

Есть несколько ключевых ситуаций моего вхождения в методологию. Первая – участие в Школе по праву (Юрмала, 1987), где я увидел высокий класс организации обсуждений, который демонстрировали Сергей Попов и Петр Щедровицкий. Потом я участвовал в большой ОДИ с Рижским горисполкомом (1988), там происходили острые методологические дискуссии Георгия Петровича с Петром Щедровицким и Сергеем Поповым. Сразу после игры Георгий Петрович выступал в Риге с лекциями об истории ММК. Если бы я не соприкоснулся с живой работой мэтра, я, возможно, не поддался бы обаянию методологии. Георгий Петрович был олицетворением основательности и глубины философских размышлений, и это стало важным фактором в моем решении посвятить себя методологии.

Через год после знакомства с СМД подходом я оставил работу в Институте философии и права Академии наук Латвийской ССР и перешел в рижскую игротехническую группу ММАСС (1988). Группа (руководитель Тимофей Сергейцев) участвовала во всех крупных мероприятиях и играх Сергея Попова; мы осваивали методологические понятия и схемы; занимались теоретической подготовкой – теориями финансов, управления, права; работали с управленческими технологиями в масштабах автозавода РАФ.

Три события – Школа по праву в Юрмале, игра в Артеке (1988) и Байкальская экспертиза – побудили меня многое пересмотреть в своем профессиональном самоопределении как юриста. Стало понятно, что та формация права, которая существовала в советское время, не годится для новых целей, для развития страны. Было очевидно, что надо все создавать заново, начиная с представлений об идее права и базовых концептов.

Методологические Школы по праву (Юрмала, 1987; Свердловск, 1989; Душанбе, 1990), руководителем которых был Сергей Попов, направляли наше внимание в наиболее проблемные области права. Вместе с этим Школы открывали перед нами перспективу организации сообщества юристов, занимающегося задачами развития права.

В процессе игр сложилась правовая группа: Вячеслав Марача, Анатолий Матюхин и я. Практически в этом составе мы участвовали во всех трех крупных общественных экспертизах – Байкальской (1988), Омской (1990) и Латвийской (1991). Наша группа разрабатывала правовую форму организации общественных экспертиз – Правовые Установления. Значение этой правовой формы в том, что она позволяет соизмерять оценки, которые разные группы дают сложным общественным ситуациям.

«На полях» размышлений о важности создания профессионального сообщества я понял, что сфера образования – это, возможно, единственное место, где создаются ресурсы для будущих масштабных проектов. После завершения игрового периода, в 1992 году я начал работать в школе Центра «Эксперимент», организованного Брониславом Зельцерманом. Свой приход в школу, где обучение основано на инновационных технологиях, я оцениваю как закономерность. Разрабатывая учебные программы, я не замкнулся в сфере права – методология дала мне возможность расширить границы преподавания, встраивая в свою деятельность востребованные в школе практики самоопределения и личностного становления детей.

Что дает мне основания для моей деятельности? Я считаю методологический подход наиболее прогрессивным. Это понятный мне по нравственным основаниям путь. Я много внимания уделяю выходу детей в самостоятельную деятельность – учу их ставить цели, браться за сложные задачи, рисковать, пробовать себя в чем-то новом. Я строю пространство для их личной ответственности, для задавания себе вопроса: «Чем являются мои действия, мои цели – не только для меня, но и для Другого?». Это дает детям возможность оценивать своё взаимодействие, своё влияние на других людей.

Я включаю в учебную программу многие элементы СМД методологии и игровой практики. Мы проводим со школьниками (7–12 классы) две-три ежегодные ОДИ-образные игры. Тематика игр разная – одни игры привязаны к общественному контексту: «Формирование гражданской позиции учащегося» (в период выступлений школьников в защиту русских школ в Латвии), другие имеют отношение к построению личных образовательных проектов учащихся: «Формирование пространства образовательных целей», «Коммуникация в образовательном процессе», «Язык разговора о Будущем». На протяжении 3-4 лет учащиеся занимаются по программе «Основы организации мышления и деятельности». Ежегодно мы проводим отбор наиболее способных учеников в специальную группу, где они в течение трех лет получают начальную игротехническую и управленческую подготовку.

Наши ученики становятся нашими единомышленниками, они читают методологическую литературу, участвуют в мероприятиях Школы культурной политики. К настоящему времени сформировалась группа выпускников, чьи интересы сосредоточены на задачах общественной инновационной деятельности и реализации передовых общественных проектов. В сотрудничестве с выпускниками мы создали общество «Гуманитарная перспектива» (2005), целью которого является разработка гуманитарных проектов и актуализация в обществе демократических ценностей.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44