eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Блинов Геннадий Николаевич

После окончания математической школы в г. Петропавловске (Казахстан) и, одновременно, заочной физматшколы при МГУ я поступил в Казанский авиационный институт (КАИ), окончил его (1980) по специальности инженер-механик летательных аппаратов. По распределению попал в космическую фирму НПО ПМ (Красноярск-26). Шесть лет работы (включая три года аспирантуры) стали для меня школой опыта реального проектирования и экспериментирования, а также взаимодействия – после трех лет хоздоговорных работ с МВТУ им. Баумана – с научно-инженерной элитой. Важнейшим моментом этого периода стало и участие в движении студенческих стройотрядов, где я приобрел опыт хозяйственно-расчетных отношений в условиях плановой экономики.

Но хотя все шло «правильно и предсказуемо», я решил оставить работу в инженерии: в основе этого шага лежал конфликт между плановой организацией деятельности в НПО и творческой природой ее содержания. Я ушел в никуда. Стал преподавать математику и информатику в строительном ПТУ, затем в школе. Познакомился с М.А. Мкртчяном и В.К. Дьяченко, которые занимались разработкой коллективного способа обучения (КСО) в КГУ. Позднее Мкртчян создал при краевом ИПК РО группу, которая на проблематике КСО стала осваивать СМД подход и практику проведения ОДИ.

Мы изучали знаменитый «кирпич» (был в единственном экземпляре) и делали доклады в своем кругу, постепенно его расширяя. Семинар проходил раз в неделю, собирал различную аудиторию, его костяк составляли 10–12 человек. Мкртчян участвовал в играх Г.П. Щедровицкого, посещал его семинары, восстанавливая для нас их содержание и «механику» осуществления. СМД подход был для нас средством построения новой образовательной технологии КСО. Группа Мкртчяна стала проводить игры по КСО в Красноярском крае, Казахстане и других регионах страны.

Важнейшим результатом этого периода стало для меня овладение первичными техниками запуска и поддержания процессов целеполагания, самоопределения, проблематизации, рефлексии и коммуникации. Базовой идеей, определявшей мою деятельность в группе, была идея развития, а предельной онтологической картиной – схема мыследеятельности.

В какой-то момент между мной и Мкртчаном возник содержательный конфликт по поводу рабочих онтологических представлений о содержании образования и коллективном субъекте деятельности, который завершился моим выходом из группы. Спустя много лет с того знакового для меня события я все больше убеждаюсь, что если онтологические представления не выдуманы, не взяты «напрокат», то они определяют не только возможность-невозможность совместной деятельности, но и последующую жизнь.

Однако уважительные отношения мы сохранили, и именно Манук Ашотович передал мне приглашение на лекции П.Г. Щедровицкого по содержанию образования (1992 г.). Эти лекции стали для меня (тогда я руководил методологической группой в гороно Железногорска) подлинным образовательным событием. Я безоговорочно принял принцип разделения объектно-онтологического и оргдеятельностного типов работ и на его основе оформил свой вариант организации «верстака» онтологической работы. Онтологическую картину, связавшую проблемную и целевую части, я оформил в тезисы под общим названием «Управление развитием»,  и предъявил их на краевом семинаре работников образования. Семинар длился три дня, проходил в ожесточенных спорах, никаких конкретных решений принято не было.

Однако в следующем году случилось несколько знаковых для меня лично и краевого образования событий. По решению ГУО администрации Красноярского края была создана (1994 г.) лаборатория педагогического проектирования (под моим руководством; сейчас – лаборатория прикладной методологии); с краевым образованием начал работать П.Г. Щедровицкий; была создана группа по программированию изменений в системе образования края. Важнейшим результатом деятельности лаборатории стал проект «Коммуникация и понимание» (авторы Г.Н. Блинов и И.С. Криштофик), реализованный в школе № 96 Железногорска. У истоков этого проекта стоял П.Г. Щедровицкий, прочитавший основополагающий для всего проекта доклад о сущности коммуникации.

За 10 лет нам удалось выстроить целостную систему учебных курсов, основанных на онтологических представлениях о содержании образования как сложной организованности, включающей в себя предметную, ситуативную и событийную составляющие. Одновременно была выстроена целостная система методологического обеспечения и методического сопровождения. Управление строилось по схеме шага развития и включало в себя три такта циклически повторяющихся работ: проектирование – реализация – рефлексия. Мы проводили совещания в жанре ОДИ-образных семинаров, организовали Педагогический Клуб и Фонд развития школы с Попечительским Советом, стали издавать Педагогический Вестник (9 выпусков).

На основе проекта (используя сетевые формы взаимодействия) в нашем крае была создана и реализована 2-хгодичная программа модульного типа для завучей, заведующих методическими службами и краевых инспекторов. Также мы стали практиковать создание совместных с Астор-школой (Великобритания) ученических мюзиклов в очно-заочном (дистантном) варианте.

Обобщая все сделанное, можно сказать, что для меня этот период был попыткой реализации в локальном масштабе конкретной школы сложившихся под влиянием разработанных в ММК онтологических представлений о содержании образования. Прежде всего, это схема КМД, циклы лекций П.Г. Щедровицкого о содержании образования и управлении и работа Г.П. Щедровицкого «Смысл и значение».

По результатам этого проекта я сделал развернутый доклад на «семейной» игре «Образовательные эффекты в машинообразно устроенных структурах деятельности» и был принят сразу на второй курс ШКП. Обучение в ней (я выпускник 1996 г.) позволило глубже понять крайне важную для моего профессионального (жизненного) самоопределения методологему. А именно: смена способа организации деятельности приводит к изменению типов объектов, меняются также сами формы изображения и представления этих объектов.

Ее подтвердил, в частности, локальный проект «Коммуникация и понимание». Появление школьного Клуба образовательных инициатив, в котором целый год детально разбирались лекции П.Г. Щедровицкого, затем личная встреча с ним и его доклад «Онтологические основы коммуникации», фактически, обеспечили возможность смены способа организации коммуникации и действования у педагогов и управленцев школы.

Я понимал, что если в рамках проекта за счет изменения способов организации деятельности можно поменять онтологические представления у его участников и, соответственно, типы объектов, которыми они оперируют, то крайне важно обеспечить адекватные этим представлениям и способам изменения способов организации деятельности у разработчиков отраслевых региональных программ развития. Поэтому, когда в краевой системе образования начали (1993 г.) создаваться механизмы программной организации осуществления необходимых изменений, в эту работу включилась и наша лаборатория педагогического проектирования. Основой всего была сама программа развития краевой системы образования, которая имела собственную систему управления и создавалась посредством повсеместного включения в ее разработку и реализацию всех основных участников образовательной системы края.

Для обеспечения ее реализации были созданы новые для края институциональные формы – Центр и Фонд развития образования, краевые инновационные комплексы. В основе программирующих годичных актов были ОДИ-образные мероприятия, позволявшие реально менять способы организации мышления и деятельности у основных участников предстоящих изменений.

В 1997 г. я начал заниматься проблематикой местного самоуправления. Была создана экспертно-консультационная группа (НП «Красноярский исследовательский Центр»), в ее ядро вошли А.В. Бутенко, Л.Н. Абрамовских я и, позже, В.С. Ефимов. Содержательный запуск этой работы и ее патронаж осуществлял П.Г.Щедровицкий, который прочитал ряд лекций работникам Администрации города по проблематике местного самоуправления.

Общий вектор работ здесь был тот же, что и в сфере образования: от изменения способа организации деятельности работников Администрации – к смене их онтологических представлений и объектов деятельности. Предельная идея – идея развития (оно трактовалось в схеме шага развития), рабочая онтология – схема КМД, оргдеятельностное употребление которой было осуществлено в виде модульной образовательной программы. Она реализуется в форме ОДИ-образных интенсивные тренингов по решению актуальных проблем муниципального управления, в процессе которых за счет особым образом выстроенной коммуникации обеспечивается понимание ситуации и формулируются решения, которые затем применяются в практике.

Мы опирались при этом на корпус представлений, разработанных в ММК относительно природы знака: в частности на то, что Г.П. Щедровицкий выделял знак как некоторый объект, рассматривая вектор его возможных изменений как вектор развития. Это послужило для нас отправной точкой для принятия решения о разработке Программы позиционирования Красноярска в масштабе региона, страны, мира. Она принята в 2004 г.

В настоящее время я доцент Красноярского педагогического университета, зав лабораторией прикладной методологии краевого ИПК работников образования, ведущий специалист НП «Красноярский исследовательский центр», вице-президент по развитию международной образовательной корпорации «Экономика знаний» (Железногорск). Участники корпорации – ряд крупных промышленных предприятий ВПК, отечественных и зарубежных образовательных структур. Основное направление ее деятельности – создание в масштабе АТР инфраструктуры сетевого типа, обеспечивающей возможность быстрого разворачивания локальных (корпоративных) и массовых форм предоставления современных образовательных услуг, связанных с развитием человеческого и социального капитала.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44