eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Черток Мария Михайловна

Впервые «лицом к лицу» с методологией, а точнее – с ее воплощением под названием Школа культурной политики, я встретилась в самом начале 1990 г., попав на семинары для первого набора ШКП, который состоялся в декабре-89. Я была студенткой второго курса социологического факультета МГУ, и к тому времени уже слышала легенды об ОДИ, Георгии Петровиче и других фигурантах первого поколения кружка – Грушине, Зиновьеве, Мамардашвили, Лефевре… Приняв участие в нескольких первых играх ШКП 1990 года (в Мирном – с «Якуталмаз» в качестве исследователя, Владивостоке и Минске – по образованию в качестве игротехника), я и сама поступила в ШКП в конце того же года, войдя в состав второго набора.

«Методологическая жизнь» ШКП была невероятно интенсивной, она включала еженедельные семинары, огромное количество игр, различные выездные школы и тематические – неигровые – семинары. Условно ШКП делилась на экономическое и педагогическое крылья, я относилась ко второму, принимала участие практически во всех играх и семинарах этого крыла, а также участвовала в их организации. В 1992-93 гг. я даже была штатным сотрудником ШКП, обеспечивая организационную поддержку философско-исследовательского направления.

Мое активное участие в Школе совпало с обучением в МГУ, и стало во многом гораздо более важным элементом моего профессионального развития, чем получаемое социологическое образование. Теоретическая база гуманитарного знания, которую обеспечивал факультет, обретала контекст, жизнь и объем в пространстве методологического мышления, находила неожиданно очевидное применение на играх и семинарах. Пассивное «наблюдающее» социологическое отношение навсегда было вытеснено для меня проектным и программным подходами, которые активно преобразовывали деятельность людей и организаций, а его носителям (нам – совсем молодым и не всегда уверенным в себе студентам) придавали невиданную ранее созидательную силу.

Поиск связи получаемого мной социологического образования с методологией и прорабатываемым в тот период П.Г. Щедровицким и слушателями ШКП понятием культурной политики привел меня к увлечению творчеством К. Мангейма. В своих трудах он развивал т.н. социологию знания, обсуждая, в частности, феномен распространения новых идеологий и их влияния на жизнь общества. На дворе было начало 90-х, российский либерализм набирал силу. Занимаясь работами сначала Мангейма, а потом и других родственных ему по духу авторов, я подошла к тематике своей дипломной работы на факультете («Либеральная идеология в модернизации российского общества») и одновременно – своей теме в ШКП, которую я развивала в немногочисленных докладах на семинарах и выпускных «семейных» играх.

Мое официальное обучение в Школе закончилось в начале 1994 г. Незадолго до этого я начала активно сотрудничать с группой методологов старшего поколения во главе с Л.М. Карнозовой, в которую также входили М.В. Рац, В.М. Розин, Г.Г. Копылов и мой коллега по ШКП Михаил Флямер. Группа действовала в недрах Государственно-правового управления при Президенте, и занималась поддержкой судебно-правовой реформы, идеологом и главным проводником которой был С.А. Пашин. Помимо традиционных для всякого методологического коллектива регулярных внутренних семинаров, мы провели несколько ОДИ-подобных мероприятий для судей и других специалистов сферы юстиции, выпустили ряд сборников, сняли обучающий фильм. Это гораздо более прикладное употребление методологического инвентаря в сверх-актуальной в тот исторический момент области обеспечило мне плавный и успешный выход из сферы притяжения методологического сообщества, позволив в то же время закрепить методологические способы и навыки мышления и деятельности, навсегда сделав их частью моего профессионализма.        

В последние десять лет моя профессиональная жизнь и карьера связана с развитием гражданского общества и стратегической филантропии. Моя работа в международном фонде, с именем которого во многом связано развитие этого сектора в России, является, в определенном смысле, продолжением методологической идеи программирования, веры в преобразующую силу мышления, в возможности развития.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44