eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Грязнова Юлия Борисовна

Не встретиться с Г.П. Щедровицким я, наверное, не могла. Всё было за то, чтобы эта встреча произошла. Мои родители учились примерно в одно время с ним на философском факультете, потом многократные пересечения с отцом на почве бурно развивавшейся в 70-е годы методологии науки, потом с мамой – сперва в Университете марксизма в Обнинске, потом на ОДИ. То есть увидеть ГП я должна была обязательно. Единственное, может быть, это могло бы произойти раньше. Но произошло, как произошло – только в 1988 году – когда он читал лекции по философии, методологии и науке в Обнинске. Врать не буду – это не произвело на меня «неотразимого» впечатления. Но было интересно. Поэтому в марте 89-го я поехала на первую свою игру.

Это была И-69 по экспериментам и экспериментальным площадкам в Светлогорске, известная рекордным количеством участников: то ли 500, то ли 700! Вот она меня, действительно, впечатлила. В ней был и экшн, и строгое логическое мышление, и глобальные конструкции, и осмысленное место для каждого отдельного человека. Впечатлила та игра ещё и самим ГП. Как он сумел справиться с этим огромным количеством людей, как сумел их увлечь, организовать, как они ему доверяли – это было удивительно! Но самым поразительным было то, как он создавал на пустом, казалось бы, месте – содержание.

Я увидела это на себе. Шёл 3-й день игры, должна была начаться проблематизация, а строить её было не на чем. Две первые группы, вышедшие с докладами, быстро провалились. И тут с докладом от нашей группы вышла я и бодро произнесла первый тезис – всего одно предложение. ГП смотрел на меня задумчиво и, как потом сам рассказывал, думал – что со мной делать?! И принял решение – на этом несчастном тезисе, на всего одном предложении выстроить проблематизацию. Я продолжала стоять у доски все последующие три часа и выполняла роль стенки, о которую ГП стучал своим теннисным мячиком проблематизации. Три часа проблематизирующего мышления на одном предложении, пафосно произнесённым малосознательной барышней, в первый раз посетившей игру. В общем, мне очень повезло.

За этой игрой последовали другие, потом – смена профессии. Это частая траектория: сколько людей, встретившихся с методологией, «обязаны» ей своим будущим – профессией, карьерой, личным ростом. Причём такой профессией и таким ростом, которые были бы абсолютно невозможны без встречи с ней. Мне, как и многим, методология подарила «невозможную жизнь», жизнь, которой у меня не могло быть при других обстоятельствах.

Я могу это объяснить тем, как видела тогда и понимаю сейчас уникальность СМД методологии: ГП смог соединить мышление организатора с мышлением философа – такой вот диапазон: от самого верха – логики, категорий и понятий, до самого низа – практики социальных действий и преобразований. Этого не было до него, и нет нигде, кроме методологии до сих пор. В самом по себе диапазоне мышления нет ничего удивительного, как нет ничего удивительного в диапазоне рояля, но когда голос певца способен покрыть всю клавиатуру – это впечатляет. Мне нравилось это – возможность развернуть из банального происшествия широкую логичную мыслительную конструкцию и с ней вернуться назад – в локальный реальный мир. Методология давала прошедшим её школу людям готовность и способность к разнообразным переменам, способность устоять в собственной мысли, найти в ней опору, не ища её вовне – в других людях или силах. Методологическое мышление имело способность создавать мир заново. В том числе и свой собственный мир. Поэтому так естественно происходила смена профессии у многих, либо совершенно новые повороты внутри имеющейся профессии. У меня первой переменой был переход от химии к философии, потом к образованию, а затем коммуникационному менеджменту.

Я несколько лет работала в последней игротехнической команде ГП, а потом в Тольяттинской Академии управления. Там у нас сложился замечательный коллектив, делавший образовательную программу для коммуникационного менеджмента. Мы не были командой, потому что у нас был настоящий коммуникационный проект, где вместе могли уживаться совершенно разные люди, которые сами вне этого проекта двигались не просто в разных, а даже часто в противоположных направлениях. Некоторые стали моими новыми учителями.

Конечно, первый из них Серёжа Сёмин – центр притяжения, «гуру» всей этой коммуникационной сети, остававшийся в принятой на себя позиции коммуникатора, кажется, даже во сне. Сёмин – любовь навсегда. И не только моя: наши выпускники до сих пор хранят его фотографии у себя дома на почётном месте, считая, что очень обязаны ему в своей профессии и жизни. А ещё Виктор Петрович Литвинов, сочетающий в себе потрясающие лингвистические знания, методологическое мышление и давно уже нездешнюю интеллигентность. И Галина Алексеевна Давыдова – рефлексивность + самая чёткая позиция. И Володя Максимов – виртуоз работы с текстами.

В этом же коллективе появились новые люди – тольяттинские преподаватели, а потом и студенты. Я не слишком часто обзавожусь новыми компаниями, но вдруг недавно обнаружила, что из студентов и выпускников ТАУ образовалась одна из самых любимых мной компаний: я с удовольствием встречаюсь с ними и в Тольятти и в Москве, переписываюсь, с некоторыми продолжаются профессиональные отношения: теперь уже, как с коллегами.

Проект по коммуникационному менеджменту позволил мне дальше делать новые проекты уже в области связей с общественностью, коммуникационного консультирования, управления персональными знаниями. Но это уже – не только и не вполне методологическая история.

На часто задаваемый вопрос: «вы методолог?», обычно отвечаю: «нет». Думаю, что методолог пока был один – ГП: он один находился в позиции методолога постоянно. Остальные занимают её лишь изредка (я достаточно редко): слишком это тяжело. Но к методологическому сообществу я однозначно принадлежу. И это не мой выбор – так сложилось. Методологи до сих пор опознаются мгновенно – по языку, способу мысли, в которой всегда сохраняется этот размах крыльев методологического дискурса: от принципов до действия. Я давно осознала, что лучше всего понимаю именно этих людей и в их среде чувствую себя наиболее комфортно. Не потому, что они – лучшие, не потому что эта среда располагает к комфорту (как раз часто совсем не располагает), а потому что это та среда, в которой я до сих пор чувствую себя среди «своих».

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44