eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Корниенко Нафиса Гадиевна

Почти 40 лет прожила в блаженном неведении – без СМД методологии и Игры. В личном активе имелось две с половиной профессии (инженер-экономист и социолог), не разрешившаяся диссертацией аспирантура, должность старшего научного сотрудника и опыт руководства НИСовскими темами в ВУЗе.

Главный настрой накануне События весьма напоминал, говоря уже языком методологического «плаката», проблемную ситуацию, и определялся сверлящим вопросом: «Что нужно сделать, чтобы то, что ты делаешь, было нужно».

В период и на фоне «сверлящего вопроса» состоялись две, определившие дальнейшее развитие событий, встречи – c Юрой Котляревским и Колей Андрейченко.

Благодаря первой я узнала о Щедровицком и его семинарах в Институте нефти и газа им. Губкина. Очень образно, выразительно и по-одесски, с юмором мне был представлен персоналий губкинских семинаров, в т.ч. и сам Георгий Петрович. И когда я, трепеща, вошла в аудиторию семинара во время одной из частых в то время командировок в Москву, я поняла, что хорошо подготовлена. Тогда я не решилась представиться ведущему и так и не спросила потом ГП, заметил ли он «новенькую».

Помню два удивления: количество магнитофонов (примерно равное числу людей) и глубокие, бесстрашные размышления на «горячие» темы в открытую. Потом я поняла, что это была моя первая встреча со Свободой. Был конец 1986 года.

Через полгода, во второй встрече я узнала про Игру из уст «живого участника». Правда, в основном в междометиях и восклицаниях, но это еще больше заинтриговало. Но главное выяснилось, что Игра едет в Одессу! (что ко мне, сомнений не было) и, о чудо! – по теме «в тему»: «вузовская наука».

С этой встречи с игрой в сентябре 87-го все и закрутилось! То ли Игра, как летающая тарелка с небожителями-методологами и игротехниками, унесла меня в космические дали, то ли я, как комета, ворвалась в нее! Существуют свидетельства обеих версий. Но одно переживание было абсолютным – возвращение в Семью!

Потом было личное (!) приглашение от Георгия Петровича на игру на КАМАЗе, и профком моего института под каким-то гипнозом финансировал эту поездку. А когда я летела в Набережные Челны, было ощущение, что это я – самолет.

Одно из самых ярких воспоминаний о той игре на КАМАЗе – щемяще-тоскливое чувство «отрывания» от всего привычного и милого сердцу и стремительный «улёт» в холодные космические дали.

Только недавно, спустя 18 лет, я смогла обьективировать этот опыт, наткнувшись в тексте Сергея О.Прокофьева «Кругооборот года как путь посвящения» на описание опыта «испытания одиночеством». Это настолько совпало с пережитым мною на КАМАЗе, что я приведу как присвоенность цитату из текста:

«Это “космическое чувство одиночества” Р. Штайнер описывает так: “С одной стороны, человек переживает грандиозность мира идей… с другой стороны – глубочайшую горечь от сознания того, что он должен отделиться от пространства и времени, если он хочет пребывать со своими идеями и понятиями. Одиночество! Это переживание ледяного холода. Далее человеку открывается, что теперь мир идей как бы стянулся в одну точку, как бы точку этого одиночества!.. Затем наступает переживание до бесконечности увеличенных всех сомнений в бытии»…

Эта эпоха длилась более шести лет – шесть лет в мире мыследеятельности как в предельной рамке бытия с абсолютной убежденностью, что Игра – это Жизнь, а все остальное – фантом, следовательно – несущественно.

Игры, съезды, семинары, две «неплохие» статьи (по инженерии и пониманию), не ставшие тогда Темой, вторая несостоявшаяся диссертация (несмотря на напор ГП и деятельное участие Володи Никитина) и вирус проектирования в образовании. Таких проектных попыток было две.

Примерно в 1991-92 гг. в Одессе началось активное обсуждение проекта под названием «Сфера-колледж». В этом проекте активно участвовали Ира Косенко, Петр Петрович Мамонтов, Андрей Артюшенко (впоследствии успешный бизнесмен, а тогда один из директоров второго после Артека пионерлагеря «Молодая гвардия», на чьей базе планировалось развернуть проект) и Коля Андрейченко, которого вскоре ГП «умыкнул» в Тольятти на «методологическую стройку века» – создание Лицея, а впоследствии Академии бизнеса и банковского дела (сейчас Академия управления с уже Николаем Федоровичем Андрейченко в качестве проректора).

Идея «Cферы-колледжа» заключалась в образовании и подготовке универсалов в духе понятия «универсум», которые «могут все»: аутентичных преемников духа Методологии, которая, как известно, первой заявила устами ГП о своем всемогуществе.

Тогда мы не получили «продукта» – из-за внешних, как нам казалось, причин. Но, глядя назад из сегодняшнего дня, понимаю, что это был «преждевременный проект». Возможно, его время наступает только сейчас.

Вторая попытка (плоды) – это уже другая, более поздняя история – за границами СМД мира.

Переживаю этот период не понятийно, а бытийнокак огурец, который попал в банку с рассолом и с неизбежностью просолился. Теперь может безошибочно распознать своего собрата по духу, по судьбе.

Общечеловеческими деяниями Методологии считаю:

- предъявление образцов Мышления и Деятельности как нормы действительного переживания мира;

- попытку перехода от системных представлений к сферным;

- принцип самоопределения как принцип свободы.

Per aspera к свободе. 1993-96 гг. – опрокинутость («кинутость») в бытие. История отвергнутых жизнью наивных попыток непосредственного, т.е. непроцедурного ее «оплодотворения» методом. И – как искупление, встреча в начале 1996 г. с антропософией, сперва мною категорически не воспринятой.

Помню, как мы с Женей Запоточным, облаченные в методологические доспехи, проводили в Одессе что-то вроде проектной сессии, инициированной вальдорфской школой по теме «Создание площадки для педагогических коммуникаций». Мы мобилизовали тогда всю одесско-запорожскую «методологическую колонию». Пригласившая сторона тоже выставила крепкую команду. И хотя порой было непонятно, кто мы – сотрудники или непримиримые оппозиционеры, все же это был прецедент – попытка понимания и продуктивного сотрудничества методологов и антропософов! Там же судьба свела меня с Игорем Фишманом (тоже сперва категорически не воспринятым). Несколько месяцев спустя Игорь, я и группа поддержки начали следующий в моей жизни образовательный проект, на этот раз, хоть и в ежегодных муках возрождения, но все же осуществленный.

Три последующих года борьбы «за место под солнцем» для действующей школы помогли мне понять, что образовательный проект – это, в первую очередь, проект образования самих проектировщиков.

Далее тернии в постижении сущностной педагогики, до современного уровня которой так и не может подняться нынешняя вальдорфская школа, предавшая забвению Дух и Букву антропософии, т.е. метод, отвергнувшая мышление и, как следствие, заблудившаяся в частоколе методик.

Одновременно из рефлексивного сопоставления двух содержаний – антропософии и методологии возникает синтез этих двух духовных потоков – методософия. В силовом поле этого синтеза снова начинает звучать Игра – теперь уже как Канон процедур, как инструмент преодоления трансцендентности Бытия и Мышления, инструмент органичного взаимообмена и взаимодействия мира причин и сего мира.

Рискну утверждать, что пока в этом мире мыслил и действовал ГП, такой проблемы не существовало, поскольку он сам был Причина.

Теперь Госпожа Игра принимает эстафету Традиции и говорит: «Игра может всё»!

Все о настоящем. Социальный статус – свободный радикал. Профессиональный статус – подмастерье Игры. Место работы – везде, куда зовут. А зовут в Киев, Херсон, Таллинн, Вильнюс, Петербург и еще кой куда. Действую в команде, а как же иначе – без команды мне не жить. Вопрос о должности решается каждый раз, как в первый – в муках самоопределения, на разрыве между должно и невозможно.

Невозможно не сказать. Сакраментальный вопрос «О remonte методологии», поставленный Петром Щедровицким на Юбилейных Чтениях-2005, не вполне, на мой взгляд, адекватно отражает суть ситуации в Методологии и Сообществе. Как бы ни был озвучен «основной вопрос методологии», он не будет разрешен, если открытость и действительное создание пространства для других, иных и чужих не перешибет хребет правящему снобизму и отсутствию какого-либо интереса к этим самым другим, иным и чужим.

 Другая жизнь и берег дальний. Знаковое имя этой, другой жизни – проект PLAY-ARTe.

Как Жизнью наполнить Игру – эта задача, по существу, организационно и процедурно решена. Но как Игрой оплодотворить Жизнь? Как органично и технично преодолеть Рубикон от успеха в Игре к успеху в Жизни? Как научиться самой и научить других, не только играть в жизнь, но и жить играючи? Замысел PLAY-ARTe – создание таких социальных полотен, которые запечатлевают феноменальный процесс достижения обеих целей. Фиксация подобного опыта обеспечивает возможность построения новых практик – школы освоения принципа «Игра – как Жизнь. Жизнь – как Игра».

Событие PLAY-ARTe можно рассматривать как следующий шаг в развитии СМД методологии и Игры – как выход из пространства мыследеятельности в поле мыследействования.

И это – моя жизнь и моя игра.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44