eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Луковенко Юрий Виленович

Поступив в аспирантуру Киевского инфизкульта, я стал посещать (1987-88 гг.) семинары Ю.Н. Теппера. Вначале – из профессионально-научного любопытства: еще на последнем курсе педагогического института в Николаеве, и позже, работая там же на кафедре, я отвечал за организацию научного обеспечения сборных команд Советского Союза по гребле. В то время (конец 70-х – начало 80-х) методология спортивной тренировки, как одна из приоритетных отраслей знаний, развивалась достаточно бурно. В том числе благодаря активному включению в эти разработки (о чем я узнал позже) Г.П. Щедровицкого: в период подготовки к Московской Олимпиаде работая в Московском областном институте физической культуры (МОГИФК), он очень способствовал развитию «спортивного мышления» и исследованиям спортивной деятельности. В МОГИФКе выполнялись исследовательские госпрограммы, благодаря которым и развивалась методологическая мысль (работал семинар, проводились т.н. «Подольские» совещания, и другие мероприятия).

К сожалению, эта сфера не стала предметом серьезных методологических исследований, хотя ГП в те годы уделял спорту и физической культуре самое пристальное внимание отнюдь не только по долгу службы. Свое отношение к этому я попытался высказать в статье «Понятие спорта как деятельность» («Вопросы Методологии», № 1, 1991).

До прихода в семинар к Ю.Н. Тепперу про ОДИ я лишь слышал от «старших товарищей», так что в методологическое сообщество вошел «через игры» формально – как представитель «поколений», включившихся в движение в годы проведения игр. А познакомился я с Георгием Петровичем на 1-м съезде методологов (Феофания, под Киевом, январь 1988 г.), где остро обсуждался вопрос о том, что игровое движение породило игротехников (новый тип самоопределения), которые – так я понял «нерв» той дискуссии – не имеют ни подготовки, ни ценностных установок, которые были присущи членам ММК.

К тому времени мы уже были «допущены» на семинары к А. Зинченко, в которых участвовали В. Никитин, В. Авксентьев, С. Семин и «молодая поросль» – Г. Корнилов, Б. Ерофалов и др. Ветераны привозили кассеты с записью игр, семинаров, нам иногда дозволялось поучаствовать в «переписке» с кассет, что считалось большой привилегией. До обсуждения с нами методологических проблем «старшие товарищи» не снисходили, общение ограничивалось оргвопросами и упомянутой перепиской. Совместные работы и «дружеское общение» начались позже, после того, как мы побывали на нескольких играх

На очередном семинаре Ю.Н. Теппер нам сообщил, что готовится новая игра, и мы сможем в ней участвовать, если «подготовимся должным образом».

На первой (моей) игре обсуждалось «Понятие эксперимента и экспериментальной площадки в образовании» (Светлогорск). Там я обрел первый опыт взаимодействия с теоретиками и практиками в сфере образовательных инноваций (доклад В.А. Жегалина; кстати, то была самая многолюдная игра: после того, как число приезжих перевалило за 400, их прекратили регистрировать…). Также я участвовал в играх, которые проводили Зинченко и Авксентьев (в Сургуте – на развитие региона; в Киевском институте легкой промышленности – по проектированию факультета дизайна и др.).

Поначалу был стажером, затем меня приняли в игротехническую команду ГП. Основным условием включения было повышение квалификации в «школе игротехника» (после рабочего дня, который начинался с раннего утра и заканчивался заполночь), где нам предлагалось осваивать техники методологической рефлексии, понимания, коммуникации, схематизации. «Школа» была проектом А. Зинченко и Н. Андрейченко, ее посещали Е. Ланганс, А. Реус, М. Отставнов и др. Все это – и игры и школа игротехников – сопровождалось рефлексией прошедшей и подготовкой к следующей игре во время семинаров. То же самое касалось совещаний – по практической психологии, эпистемологии, пониманию, рефлексии. Подготовка к ним осуществлялась в достаточно жесткой форме семинарской работы (не только в Киеве, но и в Москве – в Институте общей и педагогической психологии, в Союзе научных и инженерных обществ). То есть, игры были важной, но не единственной практикой СМД методологии, хотя позволяли найти свое место и определиться в ней.

В 1990 г я переехал в Ленинград, а затем, в 1991 г. – в Сургут, где до 1995 г. участвовал в деятельности Сети методологических лабораторий – далее СМЛ (в должности и.о. директора «координационного центра» городского отдела образования). СМЛ – руководителем которой был ГП, координатором А.П. Зинченко – реализовывала проект «Создание локальной системы образования с университетским центром» по заказу властей Сургута. Затем я работал в группе создателей Академии Управления (г. Тольятти), а в 1997 г. переехал в Киев, где занимаюсь исследованиями и разработками в области образовательной политики и регионального развития, публичного (государственного) управления. Вместе с О. Коловицковой мы создали международную общественную организацию «Институт управления общественными изменениями». Выполняем проекты по заказам украинского правительства (кабинета министров, секретариата Президента Украины), органов местного самоуправления, бизнес структур и зарубежных организаций.

Никогда не порывал с методологией, поддерживаю с коллегами деловые и дружеские отношения. Однако считаю, что пришел период переосмысления роли и места методологического мышления в обществе: методологического сообщества как такового сейчас нет, поскольку нет собственной совместной практики хотя бы на постсоветском пространстве. Формы коммуникации и трансляции методологического мышления в период глобализации (в частности, в ситуации общественных трансформаций в странах СНГ) явно не соответствуют новым вызовам.

Поэтому предстоящий период своей работы и остаток жизни планирую посвятить активизации методологического ресурса в рамках нового проекта СМЛ-2, который еще существует пока только в самых общин чертах.

Адрес yl@istc.biz публикации и сообщения – на сайте www.istc.biz

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44