eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Афанасьев Георгий Эдгардович

Я родился в городе Туапсе Краснодарского края, в детстве и юности много путешествовал, наиболее длительные периоды провел в Новороссийске, Магадане, Нальчике, Харькове, Ростове-на-Дону. В 1986 после демобилизации поступил на рабфак философского факультета Ростовского государственного университета, который закончил в 1992 году.

Мое мировоззрение формировалось в ростовской философской школе, выделю влияние М.К. Петрова, в особенности, его известной работы «Пентеконтера. В первом классе европейской школы мысли», и А.В. Потемкина, беседы с которым ввели меня в реальную практику советской философской школы. Он был знаком с Э.В. Ильенковым, М.К. Мамардашвили, А.В. Зиновьевым, Г.П. Щедровицким. Моя дипломная работа была посвящена сравнительному анализу структуры понятия «возраст» в разных этноконфессиональных группах (рецензент Б.Х. Бгажноков).

С 1986 года в рамках проектной группы я работал над темой   «Управление процессами развития», в нее входил цикл работ по конверсии приборостроительных заводов под руководством А.С. Казарновского, цикл работ по развитию ВПО Атоммаш в новых условиях хозяйствования под руководством И.В. Введенского, работы по разработке университета нового типа, которые возглавлял Н.А. Потемкин и экспертиза состояния военной опасности и деятельности вооруженных сил под руководством Г.Н. Алимурзаева.

В 1987 г. И.В. Введенский организовал в Ростове-на-Дону курс лекций и семинаров Г.П. Щедровицкого. Выступления Георгия Петровича радикально отличались от традиционного преподавания-пересказа, принятого в высшей школе – он демонстрировал практику организации коллективного мышления. Проработка материала лекций привела меня к двум важным решениям: я начал вести свой семинар и отказался от традиционного карьерного пути наемного профессионала-предметника. Место методологии для меня было задано идеей производства – средств интеллектуального производства.

Следующие нескольких лет я вел семинар и участвовал в оргдеятельностных играх, первой из них была И-59 по проблемам развития города, выработке понятия «регион» и регионального развития. Организатором игры с принимающей стороны была Л.А. Новикова, совместно с которой мы спустя пять лет спроектировали и создали Академию сбербанка Российской Федерации. На первой своей игре я сделал достаточно быструю «игротехническую карьеру» и начал активно участвовать в серии игр Георгия Петровича и игр региональных групп Зинченко, Казарновского, Алимурзаева, Введенского. В итоге нашими усилиями сформировалось «южное» направление ОДИ.

Вскоре я понял, что интенсивная практика проектирования, подготовки и проведения ОДИ блокирует семинарскую работу, а также отработку долгосрочных проектов, и решил временно прекратить работу над играми. Однако я принял участие во всех ключевых для методологического движения мероприятиях: во всесоюзном совещании методологов и игротехников (89-й г., Киев), во 2-м и 3-м съездах (90-й и 91-й гг.). Я сосредоточился на своих семинарах, на проработке «Ценза ММК» (списка философских работ, необходимых для члена ММК) и библиографии работ Георгия Петровича. Совместно с товарищами по семинару мы с большими трудностями и приключениями добывали эти тексты, поскольку далеко не все из них были доступны в книжном магазине или библиотеке.

Итогом этой работы стало проведенное мною программное обсуждение «История ростовского игротехнического и методологического сообщества», в котором участвовали все группы южного направления. Его основным выводом стал тезис самопроектируемости и самопрограммируемости исторических сообществ. Мы сформировали программу, которую, к сожалению, полностью реализовать не удалось. Но часть этих идей начали осуществлять в рамках созданного нами Центра социального проектирования, где я был заместителем директора, а возглавлял ЦСП Виктор Мальцев. Команда ЦСП включала обширный круг коллег – Николая Потемкина, Виктора Мальцева, Олега Гаврюшенко, Дениса Парамонова, Наталью Стрельченко и др. В ЦСП я занимал позицию заместителя генерального директора.

Мы провели большой цикл игр для системы дошкольного, среднего, специального, университетского и послевузовского образования. Заказчиком и партнером этой программы было областное управление образования – эквивалент современного областного минобра. Тогда я считал тематику образования предельно важной и был готов к тому, чтобы, заняв «учительскую» позицию, развернуть многолетний проект по работе с бездомными детьми. На мое решение приостановить углубление в образовательную тематику сильно повлияли беседы с Н.Г. Алексеевым, которые позволили мне понять – чтобы быть учителем, нужно иметь за плечами свершения на границе культуры. Нельзя передавать только опыт изучения, нужно передавать опыт открытия. Поэтому самая главная и самая острая современная ситуация – это ситуация управления развитием, в которой схема трансляции «всезнающий учитель – внимающий ученик» совершенно не работает. Эту идею я практикую в своей деятельности и сейчас. В частности, в том, что в моих проектах никогда нет места фигуре «помощника» – позиции, разрушительной как для него, так и для патрона.

В ЦСП был совершен переход от проектирования образования к проектированию других сфер человеческой деятельности – экономической, политической, общественной. Мы провели игры, направленные на разработку социальных реформ и формирование политических партий и движений; взаимодействовали с Донским казачеством, провели отдельную серию игр по развитию города и новой урбанистике.

В 1992 г. я сформулировал тему «Проблематизация в процессах социокультурного программирования» и пересмотрел свои предшествующие работы. Мне стало очевидно, что работа на уровне региона не отвечает целостности объектов нашего проектирования, и что инсталлировать свои концепции, идеи, схемы в чужие проекты, как минимум, непродуктивно; кроме того, проектные технологии имеют свои ограничения и нужно переходить к технологии программирования. Мы решили создать собственную площадку действия в масштабе страны. При поддержке Сбербанка и консорциума Сберегательных касс Европы группа, в которую входили Л.А. Новикова, Н.А. Потемкин, я и еще ряд участников, за шесть месяцев разработала проект Академии Сбербанка, и несколько месяцев спустя стали сотрудниками организации, которую сами спроектировали.

В конце 90-х я участвовал в прогнозных и проектных играх, направленных на отработку системы федеральных округов и ряде других проектов П.Г. Щедровицкого. После создания округов вел работы по аналитическому сопровождению регионального развития (в должности руководителя информационно-аналитического департамента Центра Стратегических исследований ПФО). Региональная тематика рассматривалась мною с точки зрения со-функционализирования группы процессов, среди которых важную роль занимали не только процессы развития и воспроизводства, но и процессы утилизации. Интерес к данной теме выразился в сопровождение программы химического разоружения и разработке подходов к понятию «Технологии утилизации и захоронения».

С 2002 г. мною разработаны три концепта «рубежные технологии», «масштабная коммуникация» и «инфраструктуры нового поколения». Созданы три организации для реализации методологического подхода в новых областях человеческой мыследеятельности. Для осуществления концепта рубежных технологий была совместно с Сергеем Лавриненко создана технологическая группа «Метод.ру». Совместно с Катериной Аксеновой создано Агентство Стратег для отработки концепта «Масштабная коммуникация» и подходов проектированию «Средств масштабной коммуникации». Тема «Инфраструктуры нового поколения» реализуется за счет создания совместно с Илией Димитровым Удостоверяющего центр ekey.ru. В рамках своих проектов мы строим инфраструктуры нового поколения, основанные на идеях рубежных технологий и масштабной коммуникации.

В настоящий момент ищу подходы к теме «Институционализация методологического мышления», которую я считаю претендентом на новую программу ММК, сопоставимую по масштабу с программой 1953 года «Технологии мышления».

metod@metod.ru
www.teg.ru/person/afanasev

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44