eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Новикова Людмила Анатольевна

В 70-е годы в Обнинске ежегодно проходили философские конференции. На одной из них появился немолодой, немного вальяжный человек, занял место в последнем ряду аудитории и практически после каждого сообщения задавал выступающим вопросы. По содержанию они, в соответствие с темой сообщения, были разными, а, по сути, содержали один и тот же вопрос, который звучал примерно так: «Дураку ясно, что ваше утверждение не совсем верно, а вернее, совсем не верно»!.. Начиналась короткая, бурная дискуссия, в ходе которой становилось ясно, что спорящие не понимают друг друга, поскольку задающий вопросы имеет свою, сугубо оригинальную точку зрения, основанную на глубинном знании, мало известном и мало понятном ортодоксам марксистско–ленинской философии. Вникать в содержание было трудно еще и потому, что возмущала форма.

Это уже потом, через много лет, после участия в играх и методологических семинарах, мне стало понятно и не вызвало возмущения обращенное к залу начало выступления Георгия Петровича на очередной конференции в Обнинске, которое звучало так: «Уважаемые коллеги! Я вас не люблю и не уважаю»! А дальше ГП последовательно, логично и глубоко обоснованно изложил свою точку зрения по основной теме форума. И было радостно, что в мире есть человек, способный так глубоко понимать сложнейшие философские, они же методологические, проблемы. И было очень грустно осознавать, что в зале так мало людей, способных оценить гениальность человека, который пытается донести им всю сложность и неоднозначность бытийствующих истин.

Первая игра, в которой я участвовал (май 87-го; руководитель игры – А.П. Зинченко) оказалась для меня не очень удачной. Я то «входила» в нее, пытаясь работать по содержанию, то «выходила», чтобы увидеть как целое и понять, как она должна быть подготовлена, что нужно не упустить при организации игры. А в январе 88-го по моей инициативе и по «заказу» райкома партии в Ростове н/Д прошла игра («Программа развития Железнодорожного района в рамках развития города») под руководством ГП. В ней участвовало около 200 человек, и для многих из них она оказалась поворотным моментом в их профессиональной судьбе.

Для меня Георгий Петрович стал ключевой фигурой, побудившей к серьезному переосмыслению моей жизни, отношения к делу, восприятия окружающего мира. После ростовской игры я включилась в методологическое движение, приезжала на семинары ГП в НИИОПП, участвовала в его играх, методологических конференциях и съездах. Была членом методологического клуба. Наиболее значимыми для меня были игры по проблемам образования (Обнинск, Калининград, Рязань) и развития регионов (Ростов н/Д, Набережные Челны).

В городе после игры ГП начал работать семинар, в работу которого включились ее активные участники. Это позволило нам сформировать «методологическое» ядро, которое не только обсуждало значимые для семинаристов проблемы, но и оказывало практическую помощь в организации и проведении игр в Ростовском регионе (игра по выборам директора Азовского комбината детского питания; игра с архитекторами города и др.).

К этому времени я была уже сложившимся специалистом, возглавляла исследовательскую группу в НИСе Ростовского Института Народного Хозяйства, собранную для проведения комплексных исследований на предприятиях города. В нее входили экономисты, социологи, социальные психологи.

Именно методология помогла мне понять, почему наша работа с предприятиями столь мало эффективна. Мы проводили серьезные исследования, давали толковые рекомендации – но не понимали, что руководители не готовы их реализовать. Поняв это, мы сменили позицию: разработали на основе СМД методологии программу подготовки управленцев и успешно ее осуществили.

Тогда же я начала формировать «игровую» команду, готовить и проводить ОД игры. Первыми были с работниками станции Ростов–Главная и студентами Ростовского Института Народного Хозяйства. В игре со студентами мы получили неожиданный для руководства института результат. В ней обсуждались проблемы студенческого самоуправления, и вывод, к которому пришли ее участники, был следующим: «Поскольку в институте нет управления, а есть только администрирование и руководство, никакое студенческое самоуправление невозможно»!..

Всем, кто в годы перестройки задумывался о проблемах образования, было ясно, что только оно может способствовать формированию интеллектуальной элиты страны. Но не всякое, а лишь такое, которое обеспечит и получение необходимых знаний, и включение в пространство культуры, и развитие человека, на плечи которого ляжет огромная тяжесть по преобразованию страны. Обсуждая на одном из семинаров в НИИОПП эти проблемы, Георгий Петрович, в частности, сказал: «Если сегодня создавать лицей, то для обучения в нем в стране можно найти и отобрать 100 детей, но где найти учителей для такого лицея? Вот в чем проблема».

У меня появилась идея, для реализации которой сложились благоприятные условия. Я много лет была связана с коллективом одного из лучших детсадов Ростова, руководители которого вместе с нашей методологической командой прорабатывали проект «детский сад – школа». Тогда же мы начали сотрудничать с Ростовским банком Сбербанка России. Финансовая поддержка разработанного проекта позволила 1-го сентября 1992 года открыть на базе детского сада «Банк-лицей 1-ой ступени». Разумеется, никто не планировал раннюю профессионализацию детей. Разрабатывая программу образования, мы исходили из того, что банковская деятельность, как и многие другие виды деятельности, требует основательных знаний, развитого интеллекта, логического мышления и организационных способностей. Для преподавателей был организован постоянно действующий семинар, члены нашей команды по специально разработанной методике провели в лицее несколько уроков.

Сотрудничество со сбербанком также позволило нам разработать и реализовать проект Ростовского отделения Академии Сбербанка России (затем он был взят как базовый для остальных пяти отделений Академии, открытых впоследствии). В него вошли участники проектной группы и исследователи, который работали со мной в Ростовском Институте Народного Хозяйства. При этом нам пришлось преодолевать немало сложностей: отделение начало работать с января 1993 года, банковская система в России еще только начинала складываться, никто не знал, чему и как обучать «банкиров». Среди нас не было специалистов банковского дела, пришлось самим разрабатывать программы, отбирать и приглашать преподавателей, решать множество мелких и крупных хозяйственных проблем. Помогла «методологическая» закалка. Мы справились. Отделение стало первым не только по номеру, но и по содержанию работы. В шутку я говорила: о нас можно снимать фильм «Они были первыми»…

Работа в рамках СМД методологии и наличие игровой команды отличало нас от отделений в С-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Омске, Хабаровске. Мы разрабатывали учебные программы, готовили методические материалы, разрабатывали и проводили деловые и ОД игры по разным направлениям банковской деятельности. За это время (до 2002 г.) мы разработали и провели более 10 крупных игр с территориальными банками Ростова-на-Дону, Ставрополя, Краснодара, Астрахани, Рязани.

В 1995 году мы стали проводить игры по формированию управленческих команд. Основным игровым процессом было проектирование, команды складывались по ходу работы над проектом. Игры строились так, чтобы обеспечить совместную проработку сложных управленческих и технологических задач, значимых для успешной деятельности отделения банка. Как правило, разрабатывались реальные проекты, большинство из которых было воплощено в жизнь (в 54 играх участвовало 184 команды отделений из 45 территориальных банков – от Якутии до Петербурга). И все эти годы сотрудники отделения Академии ездили на игры ГП и его учеников, участвовали в работе методологических конференций и съездов.

В 2002 году мы расстались со Сбербанком, но наша команда не распалась: мы продолжаем свою работу в рамках созданной нами консалтинговой фирмы, в которой я – консультант по управлению и координатором проектов.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44