eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Овсяницкая Елена Альбертовна

По диплому я историк. В институте нас учили, что история не терпит сослагательного наклонения. Но если бы не встреча с методологией, я сейчас, скорее всего, была бы секретарем какой-нибудь легальной или даже подпольной партячейки и готовила вторую социалистическую революцию…

Взращенная в духе непоколебимой веры в… (и борьбы за) марксистско-ленинские идеалы, с 14 лет мечтавшая влиться в ряды КПСС, добровольно и тщательно читавшая труды Маркса – Энгельса – Ленина, я поступила на истфак МГПИ им. Ленина, чтобы в соответствующем духе воспитывать подрастающее поколение! «Вы – работники идеологического фронта!» – сказали нам на 1-м курсе. Но я и так была девушкой с «активной жизненной позицией» (секретарь комитета комсомола и пр. «должности», ставшие ныне анахронизмами), так что со школьных времен осуществляла бессодержательную коммуникацию с одноклассниками, однокурсниками и коллегами, пытаясь вместе с ними приблизить светлое коммунистическое будущее.

С 4-го курса я «впаривала» в детские мозги образцы классовой борьбы, разъясняя, насколько Спартаку, Стеньке Разину, Жанне д′Арк и даже Александру Ульянову не хватило ума для претворения в жизнь исторического материализма и построения партии большевиков. В результате типичного школьного коммунального конфликта оказалась в пограничной ситуации и, продолжая работать в школе, пребывала на грани нервного срыва или даже психоза.

В этот самый момент исполнилась моя давняя мечта – побывать во Всероссийском пионерском лагере «Орленок». По факту это был «рассадник» вольнодумства, искренности и честности в пионерии и школьном комсомоле. Пройдя конкурс – 79 человек на 2 места пионервожатых (спасибо истфаку и «активной жизненной позиции») – я оказалась в экспериментальной группе Школы пионервожатых. Это был 89-й год.

Наша группа – это плод рефлексии, которая все-таки случилась у некоторых деятелей «Орленка», прошедших через ОДИ 87-го года в Артеке, а затем, уже в «Орленке» атакованных методологическим десантом в лице Л. Карнозовой и Г. Александровой. И потому в группе мы вместо разучивания пионерских песен читали… Платона, Гадамера и Кассирера (почему-то именно их работы попали в орлятскую библиотеку), а вместо игр типа «ой-ля малина, ой-ля ку-ку» мы прошли через игры, которыми руководили наши коллеги, сами едва научившиеся произносить слова «рефлексия» и «мыследеятельность»…

Тогда же я впервые увидела Г.П. Щедровицкого. Нас, будущих пионервожатых, направили в Московский Молодежный центр, и вместо лекций по организации коллективного творчества возили то в «Ленинку», то на семинары в Курсовой переулок (СНИО). Честно говоря, на семинарах мы спали (иного времени для сна не было), но первое воспоминание у меня осталось не содержательное, а «энергетическое». Каким-то, уже не комсомольским, чутьем я поняла, что вижу необыкновенного человека, что столкнулась с чем-то величественным, хотя и абсолютно непонятным. Верная идеалам борьбы за все тот же «правильный комсомол», я со всей принципиальностью активно противодействовала «запуску процесса проблематизации». После чего в Калининград на игру И-60 по образованию меня… не взяли.

И все же зерна, брошенные Георгием Петровичем, уже прорастали. На одном из ночных семинаров в ММЦ я не смогла внятно объяснить, что такое идеология и коммунистическое воспитание! На следующий день (точнее, ночь) под общий хохот я появилась с философским словарем под мышкой, но и это меня не спасло от триумфального шествия рефлексии. В группе я отвечала за рефлексивный анализ коммунарского движения (убежденная, что только с его помощью можно построить коммунизма). Добросовестно поработав с «источниками», я пришла к таким выводам относительно истории и роли коммунистических идей и всех событий, с ними связанных, как в России, так и в Европе, что за них (выводы) в иные времена мне точно дали бы 10 лет без права переписки.

Итак, вместо задач коммунистического воспитания (?) мы в «Орленке» впервые поставили целью работы с пионерами «формировать средства мыследеятельности через осмысление социокультурных «проблем», и спорили, стоит ли на всю смену (30 дней) организовывать ОДИ, или хватит нескольких дней… Потом была Игра в Урае под руководством Карнозовой и Александровой, где я каждый день стояла у доски с докладом, «проблематизируемая» по полной программе. Затем была Игра с психологами (под Ленинградом), где я, к своему ужасу, увидела себя в списке игротехников (тогда они были для меня все равно, что гуру). В «Орленке» мы, как могли, отстаивали право на иной подход к воспитанию, однако там проиграли – как только мы разъехались по домам, все вернулось на круги своя, правда, уже без почивших в бозе детских общественных организаций.

Вернувшись (1991 г.) в Москву, я участвовала в семинаре Л. Карнозовой (М. Рац, М. Ойзерман, Б. Слепцов, А. Ковальский и др.). Под четким руководством М. Раца увидела свет моя публикация «У интеллигенции есть будущее», написанная на основе моего доклада на семинаре про феномен интеллигенции в России. (До нее рукопись про формирование самоопределения у детей в «Орленке», сказав, что пионервожатые так не могут и не должны писать, отклонили.)

После «методологического» «Орленка» я была депрофессионализирована и поняла, что уже не смогу работать прежней училкой истории. В школах, куда меня брали почему-то психологом, никто не понимал, что я делаю, но относились снисходительно, как к молодому специалисту, и пытались учить, как надо работать. Впрочем, игротехнический опыт не прошел даром: учителей и завучей, желающих отвечать на мои вопросы, находилось все меньше, и меня, чтобы не приставала, стали отправлять на курсы повышения квалификации. Тут я окончательно поняла, что хочу учиться в аспирантуре, причем именно по философской специальности. Карнозова рекомендовала меня В.М. Розину, и я поступила к нему в аспирантуру Института философии.

К этому времени у меня уже был и семинарский, и игротехнический опыт (под руководством Л. Карнозовой, Ю. Громыко); по просьбе друзей-«орлят» я даже рискнула провести свои игры с Курским дворцом пионеров. Свои мероприятия называть ОДИ не буду, хотя за игру по проектированию деятельности в социально-педагогическом комплексе (Усть-Илимск) меня похвалила Александрова, оценив мой профессионализм! Принимала участие и в проектах судебной и административной реформ Администрации Президента РФ.

Поставленные на играх и семинарах понимание, рефлексия и умение организовать коммуникацию позволили мне сдать вступительные и кандидатские экзамены лучше, чем выпускникам философского факультета МГУ. Темой моей диссертации была «Традиция рационального мышления в образовании», мне нравилось понимать и переживать удивительный процесс рождения мысли, благодаря методологии я научилась отличать мысль от фразы! Вадим Маркович предоставлял полную свободу творчества, помогая оформлять мои мысли и подсовывая разные книжки… Даже если бы я решила учиться в аспирантуре до «методологического» периода (я же считала, что должна работать, а не тратить деньги государства на всякую аспирантуру), то кроме компиляции ничего не сделала бы – не учили меня в институте работать с понятиями и удерживать дискурс, тем более рефлектировать основания концепций!

После защиты диссертации я планировала создать свою школу. (Первая попытка не удалась: собрав друзей-единомышленников, я написала концепцию школы и пришла в министерство образования; бабушка-чиновница, посмотрев на 25-летнюю девчонку, полистала текст и предложила какую-то работу у нее, что меня совершенно не устраивало.)

А три года назад я случайно попала в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, где по сей день преподаю юным музыкантам основы философии, естественнонаучное познание мира и выполняю научно-методические функции.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44