eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Постоленко Ирина Геннадьевна

В 1980 г. генерацию студентов-психологов первого курса МГУ И.И. Ильясов привел на Комиссию по логике, методологии и психологии мышления. В том сезоне на ее семинарах обсуждалась концепция формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Георгий Петрович разбирал эксперименты С.Г.Якобсон и Н.И. Непомнящей. Для студентов первого курса – по делу: методологическое образование пошло параллельно с профессиональным.

За год до того на факультете вместе с Ильясовым начал работать О.С. Анисимов. Два мастера оттачивали на нас, склонных к экспериментам студентах, концепты «Формирования учебной деятельности» и «Метода работы с текстом – язык схематизированных изображений». Вокруг этой активности образовался студенческий семинар, он работал до 1987 г. Курсовые и дипломную работу я писала у А.А. Тюкова по теме «Психологические аспекты решения задач в группе». Тема и эксперимент собирали и классические для общей психологии представления о мышлении как решении задач, и методологическую по происхождению культуру проведения нормативно-деятельностного эксперимента.

Первая большая игра, в которой я участвовала (И-30 в Горьком), была на передачу ОДИ. По инерции студенческо-семинарского существования работала в группе исследователей К.Я. Вазиной вместе с Н.Г. Алексеевым и Г.А. Давыдовой. Георгий Петрович клеймил нас: «Интеллигенция, знаете, как все правильно, ничего не делаете»! Принадлежа к генерации той игры, уроки опыта выхода в действие извлекаю и сейчас.

Первая ОДИ условно нашего поколения и на базе рижского семинара состоялась в 1986 г. («Организация жизнедеятельности отряда МЖК-2», Рига, рук. И.В. Злотников, методолог О.С. Анисимов). С 88-го по приглашению Злотникова и рижского семинара (А. Вилцанс, М. Строжев, И. Рошкалне, Б. Ярнов и др.) жила и работала в Риге: во Всесоюзном научно-исследовательском проектно-конструкторском институте экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбным хозяйством (Западный филиал ВНИЭРХ) был создан сектор методологии управления, где мы (Г. Кисвянцев, С. Зайчик, В. Кулаков, Д. Мацнев, И. Злотников, А. Жеглайтис, В. Воропинов и др.) разворачивали проблематику реорганизации предприятий, проводя управленческие сессии в форме ОДИ, я ими руководила с июня 1988 г. Одновременно в Риге шли семинары по логике, методологии, управлению, философии хозяйства; кроме того, мы участвовали в играх С. Попова и П. Щедровицкого по программе «Школа управления».

В том июне в Елгаве на заводе РАФ после конкурса и отбора (его успешно прошли С. Танцоров, Б. Журавлев и др.) начала работать группа игротехнической подготовки ММАС; руководил ею Тимофей Сергейцев, а основным предметом было методологическое освоение и проектирование ОДИ в рамках социального действия. Через полгода мы провели игру нового поколения по теме «Общественная сессия по комплексному анализу социально-экологической и историко-культурной ситуации района Плещеева озера» (Переславль-Залесский; рук. Рифат Шайхутдинов). В июне 1988 г. Тимофей, Рифат и я (как секретарь) создали Клуб руководителей ОДИ, раз в год проводя заседания с обсуждением методологических оснований и прагматических контекстов игры.

Для меня этот период проб и освоения ОДИ как социально-политического действия и проблематизации управления закончился управленческой сессией в форме ОДИ по теме «Анализ вариантов хозяйствования ПО “Сахалинрыбпром” в условиях зоны свободного предпринимательства» (Южно-Сахалинск, декабрь-90). Во время игры это объединение было расформировано, коллектив игры (со мной включительно) утратил дееспособность, а игра была закрыта без реализации программы.

По итогам рефлексии нашего (группы коллаборантов) методологического образования, опыта проведения ОДИ и сдвижек в прагматике мы осознали необходимость переорганизации работ. Концептуальные основания программы (представлены на школе ММАС по методологии, Омск, июль-90) содержали заявку на разработку методологии гуманитарных дисциплин. Ядром концепта, по моей оценке, стала практика самоопределения с ее дисциплинарным, экспериментальным и технологическим оснащением, исходящим из методологических принципов ОД игры. Организационно-практические следствия: выделена экспериментальная площадка (Технический лицей Елгавы, рук. А. Городинский – эксперимент в образовании 1990-91 гг.), разработана Российско-американская программа по конфликтологии (Санкт-Петербург, рук. Р. Шайхутдинов – экспериментальная программа по конфликтологии 1991-93 гг.), создан «Центр здоровья будущих поколений» (Казань, 1996-98 гг., рук. И. Валитов – экспериментальная программа по здоровью). Методологическое проектирование и разработки (экспериментальные серии работ) осуществлялись в тактах программы и координации работ на площадках (руководитель-методолог Т. Сергейцев).

 На этом шаге ОД игра стала использоваться как экспериментальная установка контроля материализации-идеализации, артификации различных типов самоопределения и продуктивного переноса принципов в методологически организованное проектирование (проекты «Отделение конфликтологии на философском факультете Санкт-Петербургского университета», 1993-1999 гг., «Лаборатория гуманитарных технологий в региональном проектировании» в РосНИПИУрбанистики, 1999-2007 гг., и др.).

Второй раз игра бралась как предмет экспериментирования – экспериментальные двуязычные ОДИ «Тенденции глобальных изменений и перспективы советско-американского сотрудничества в области прикладных исследований, образования и подготовки в конфликтологии», Пулман, Университет штата Вашингтон, октябрь-91, «Университеты: анализ образовательного потенциала и поиск ресурсов развития», Санкт-Петербург, август-92, рук. обеими играми Т. Сергейцев. Результатом стали экспериментальные образцы ОДИ и версии достижимых эффектов игры.

Третий раз игра декомпозировалась в специализированные прагматические режимы (прогнозная сессия «Социальные последствия программы приватизации», рук. Т. Сергейцев, Верховный Совет РСФСР, Москва, февраль-92; прогнозная сессия «Безработица: анализ ситуации, прогноз, последствия», рук. Р. Шайхутдинов; Служба занятости, Санкт-Петербург, март-92; курс «Новые формы государственного управления. Проблемы становления» и тренинг «Переговоры и структурные изменения», рук. Т. Сергейцев и Р. Шайхутдинов, Санкт-Петербург, июль-92; ОДИ «Самоопределение как гуманитарная практика» и тренинг «Планирование жизни», рук. Т. Сергейцев, Казань, апрель-98). Результатом была диверсификация продуктов на концептуально-технологической базе ОДИ.

В 1993-96 гг. на базе отделения конфликтологии философского факультета СПбГУ совместно с факультетом социологии университета штата Вашингтон был развернут проект (Р. Шайхутдинов, Т. Сергейцев, Р. Хауэл и автор данного текста) исследования ОДИ с задачей сопоставительного анализа подходов – американского collaborativ problem solving и ОД игры. Проект включал рефлексию опыта участия и проведения игр в разных социокультурных средах, серию интервью с их руководителями (А. Буряк, А. Зинченко, Д. Куликов, Н. Алексеев и др.), мастерскую по сравнению методов ОДИ и public involvment (ведущие И. Постоленко и Д. Вильямс), совместную разработку курса «Современные методы коллективной организации постановки и решения проблем» для студентов-политологов Кораблестроительного университета (Р. Хауэл, И. Постоленко, Санкт-Петербург), анализ литературы об ОДИ на английском языке, серию семинаров на нашем отделении конфликтологии по методу ОД игры, публикацию итогов в Paper the Annual Meeting of the Rural Sociological Society (Robert E. Howell, Irina G. Postolenko, Dmitri M. Rabkine; august-95, Washington D.C.) и альманахе «Кентавр» («Организационно-деятельностная игра как метод совместного планирования и решения проблем в бывшем Советском Союзе», Р. Хауэлл, И. Постоленко, Д. Рабкин).

Начиная с 2000 г. я веду мастерскую по проектированию ОД игр, семинаров, тренингов (Ф. Александров, Е. Чернова, Д. Бахтурин, С. Боровиков, А. Громов, А. Слугин и др.) под общим именем «Бюро политического дизайна». Совместно с А.П. Буряком мы провели мастерскую «Анализ ОДИ как образовательной практики» в рамках летней школы ШКП-2 («Управление человеческими ресурсами. Этика. Проектирование массового тренинга», Подмосковье, июнь-2003), решая задачу реконструкции принципиальных схем и актуальной прагматики ОДИ для нового поколения осваивающих игру.

Я считаю ОДИ великим изобретением XX века и как член научного совета «Института развития им. Г.П. Щедровицкого» инициирую работы по формированию архива ОДИ, программы исследований и следующего такта ее освоения. Альтернатива тоже просматривается – развернуть по стране терапевтические группы под именем «общество анонимных игротехников».

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44