eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Ростовская Антонина Евгеньевна

В методологическое движение я попала в 1987 г., откликнувшись на объявление в «Московском комсомольце» о первом конкурсе игротехников. Запомнилось, что приглашались люди, готовые работать на идею.

На конкурсе, а его финалом была игра, я была потрясена масштабом, силой, особым существованием группы людей (руководителей), что осознать была не в состоянии. И всё это называлось непонятным словом «методология». Оторваться от непостижимого уже не смогла. На тот момент я представляла собой молодого специалиста (в декретном отпуске по уходу за ребёнком), окончившего в 83-м г. Московский Институт Управления. Также за плечами у меня был практически непрерывный опыт десяти лет работы в профессиональных театральных студиях под руководством А.В. Кузнецова, преподававшего во ВГИКе, Е.П.Перельман, воспитавшей не одно поколение актёров и Е.М. Кучера, режиссёра с «Таганки».

После участия в конкурсе мне довелось работать с разными руководителями игр и семинаров: С.В. Поповым, А.Е. Левинтовым, М.В. Рацем, А.П. Шинкоренко. Сама провела четыре игры. У Г.П. Щедровицкого была только на семинарах. Но мерилом и одновременно противопоставлением моему оформлявшемуся пониманию был Попов: Сергей Валентинович держал линию «школы», «языка» методологии и тематических горизонтов движения, таких как игра, экология, управление.

Период ученичества для меня закончился зимой 1991/92 г. – черту подвела игротехническая школа С.В. Попова. Методологи искусственным образом не выращиваются, но масса содержательных вещей при этом происходит. От напряженного и изматывающего (впрочем, тогда не замечаемого в силу молодости) существования на пределе собственных возможностей захватывало дух. Как человек с театральным прошлым, я воспринимала – всё и сразу – целиком. В тот период вывести в ясные и оформленные представления свои чувства (и мысли) от происходящих процессов в методологии мне было не под силу, со многими вещами я была не согласна, и меня это буквально разрывало на части.

Осознание «игрового» опыта в разных группах и ипостасях вывело меня к вопросу о том, как может быть осуществлено нечто во всей его полноте. «Суть деятельности в осуществлении. Осуществить значит: развернуть нечто до полноты его существа, вывести к этой полноте, producere – про-из-вести» (М. Хайдеггер, «Письмо о гуманизме»). А идея тотального инструментализма, господствующая в методологическом движении по сей день, особенно на фоне решения задач общественного развития, уводит мышление от самого себя, от практики пути, от вопросов защиты и охраны самой возможности мыслить. Сама возможность глубже и изначальнее постановки вопросов о способах мышления как деятельности.

Сегодня, на мой взгляд, методологическая проблема знания, позволяющая решать, как и за счет чего формируется будущее, и соответствующие действия в нем лежит не столько в проектном подходе, как канале трансляции из прошлого в будущее, сколько в проблематике этоса и этики существования человека (этос как местопребывание, а этика как должное – нравственное поведение). Что, соответственно, требует иных подходов и методов, отличных от существующих методов конструктивно-нормативного представления мысли и действия.

В соответствии с такого рода предчувствиями я занялась (1992 г.) организацией пространства возможности осуществления действия во всей его полноте, а далее – исследованием возможности пути организации со-бытия. Моделью такой организации послужила сценическая площадка, а опытом работы – практика про-из-ведения.

В 94-м г. мои первые шаги в опыте обретения целостности и полноты осуществления действия оформились в создании театральной лаборатории метода, имя которой «ТОТ». «ТОТ» неоднократно становился лауреатом российских и международных фестивалей.

В 96-м году я стала автором и ведущим специального курса «Управленческое мышление в сценической постановке» в Государственном Университете Управления.

Ныне я: автор образовательной сценической методологии в управлении, зав лабораторией «Мастерская сценического действия в управлении» в ГУУ, руководитель «ТОТ» и директор некоммерческой организации «Центр социально-культурных инициатив».

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44