eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Леонтович Александр Владимирович

Я всегда чувствовал собственные истоки и трепетно к ним относился. В начале 90-х гг., когда казалось, что окружающий мир пошатнулся, что нет незыблемых основ и идеалов, к которым можно было бы стремиться, я твердо знал, что мои родственники и предки, жизнь которых прошла во времена смут и революций, лжи и метаний, сохранили искренность своих убеждений, честность, любовь и прожили достойную жизнь. Таковыми были Остап, бывший писцом в Запорожской Сечи и, по семейному преданию, изображенный на картине Репина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Мой дед, академик Александр Васильевич, физиолог; мой дядя, советский физик академик Михаил Александрович; конечно же, моя мама, Татьяна Александровна, профессор, известный в мире морфолог нервной системы. И многие другие любимые и уважаемые мной родственники. В 1980 г. я закончил молодую тогда 43-ю школу (ныне гимназия на Юго-Западе № 1543), ее основатель Ю.В. Завельский руководит ею до сих пор, а она многие годы уверенно держится в числе 10 лучших московских школ.

После окончания физфака (кафедра физики атмосферы) МГУ я работал в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского, в 1986-87 гг. участвовал в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в 88-м – в составе Московского спасательного отряда – по ликвидации последствий землетрясения в Спитаке (Армения). В 89-м я перешел из института в Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца пионеров и школьников – ныне Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т), где заведовал лабораторией природы Земли. Педагогическая деятельность увлекла, и спустя два года мы с коллективом единомышленников (друзей-однокурсников с разных факультетов МГУ) организовали среднюю общеобразовательную школу № 1333 «Донская гимназия» (ныне «Лицей на Донской»). Продолжая работать в школе (директор), не оставлял и Дворец детского творчества (с 2001 г. – директор, затем его заместитель).

При этом с основания школы я искал контакты с интеллектуальным педагогическим сообществом – мне хотелось зафиксировать интуитивно чувствовавшиеся интенции в построении нового содержания образования, ради чего мы и организовали школу (официальная психолого-педагогическая наука не подходила; забегая вперед, скажу, что разработанную мною оригинальную концепцию исследовательской деятельности учащихся удалось реализовать в нашем лицее, Дворце детского (юношеского) творчества и ряде московских образовательных учреждений). На семинаре по итогам конкурса фонда Сороса «Обновление гуманитарного образования в России» – семинар проводила команда П.Г. Щедровицкого – я познакомился с методологическим сообществом и осознал смысл проектного подхода в организации собственной профессиональной деятельности. Два годя спустя по рекомендации Н.Н. Вагановой (специалист Московского департамента образования) я попросил председателя Московского экспертного совета по экспериментальной деятельности Н.Г. Алексеева стать научным руководителем городской экспериментальной площадки по развитию исследовательской деятельности учащихся и моим руководителем по разработке этой проблематики.

Так получилось, что у меня с Никитой Глебовичем сложились очень тесные, доверительные отношения. Может быть, этому способствовали былые занятия туризмом (я мастер спорта СССР по спортивному туризму), которым мы в разное время занимались в турклубе МГУ и в котором у тысяч советских людей формировался единый менталитет, а может быть, и общие ценности – жить, соотносясь прежде всего с собственными установками. Так или иначе, а мы с НГ провели вместе многие дни на семинарах и в экспедициях на Север, Кавказ, в Крым, вели многочасовые беседы в местах, условно называемых «гектар» – в костромских деревнях Шахматово и Нозьме.

Именно в этих беседах шло формирование моих представлений о методологической культуре и нового взгляда на собственную научную и организаторскую деятельность как миссию: главная цель и результат образования – развитие субъектности, постановка рефлексии – необходимое средство организованного обучения и т.д.

Общение с удивительными людьми, вышедшими из методологической школы (или контактировавшими с ней), стало для меня ориентиром и источником новых мыслей. Это В.И. Слободчиков, И.Н. Семенов, О.С. Анисимов, В.К. Зарецкий, А.Б. Шеин, И.С. Павлов, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов и многие другие. Я знаю, что сегодня в сообществе методологов нет единства, однако убежден, что все, имеющие отношение к наследию Г.П. Щедровицкого, деятельности его учеников и последователей, достойны уважения и понимания.

Методология помогла мне сформировать ряд важнейших принципов, реализованных в работе Донской гимназии и Лицея на Донской, Дома научно-технического творчества молодежи, а также учреждений, входящих в Городскую экспериментальную площадку и сеть Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

Таковыми принципами стали:

  • необходимость воспитания у детей общеметодологических навыков исследовательской деятельности, применимых в разных областях естественных и гуманитарных наук;
  • идея эффективности разновозрастного сообщества, объединенного на основе выполнения учебно-исследовательских работ школьников;
  • принцип организации общешкольных проектов (дальние экспедиции, глобальные конференции и др.) как главного средства развития педагогического коллектива, сообщества учащихся, учреждения в целом, включения их во внешнюю разнопозиционную среду (этот список можно продолжить).

Развитие указанных принципов позволило мне в полной мере осознать, что российская методологическая школа – уникальное направление мировой общественно-философской мысли, а выработанные в ней инструменты эффективны для организации и развития образовательной среды в конкретном учреждении.

Главные проблемы методологического движения видятся мне в соблюдении тонкой грани между метапредметным знанием и культурно-профессиональными традициями научных и других практико-ориентированных областей общественной жизни. Именно здесь возникают наибольшие проблемы в соорганизации совместной деятельности и личностных контактах методологов и специалистов в своих предметных областях (известно много отрицательных примеров). Я утверждаю, что настоящий методолог – это человек, с одной стороны, имеющий достаточный опыт реализации различных типов деятельности, владеющий метапредметными знаниями и навыками, и, с другой стороны, обладающий глубокой внутренней культурой, которая позволяет ему экспертным путем соотносить предметно-ориентированную культуру и методологическое знание; причем общих рецептов воспитания (или выращивания) методологов не существует. А блестящим образцом методологической предметно-ориентированной культуры был Никита Глебович: он всегда слушал и на ходу адаптировал нормы проектирования к конкретной ситуации путем организации совместной рефлексии.

Я кандидат психологических наук, почетный работник общего образования, лауреат премии «Грант Москвы» (2003, 2006), председатель редколлегии журнала «Исследовательская работа школьников» и сопредседатель Общероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». С 1993 г. – председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского (в нем ежегодно участвует более 300 образовательных учреждений из 50 регионов России), руководитель ежегодной Московской городской комплексной исследовательской экспедиции школьников.

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44