Рассмотренная выше методологическая картина дизайна может быть использована для постановки первоочередной группы проблем. Ориентируясь на практические запросы и средства существующих наук, мы разбили эти проблемы на четыре большие группы: социологические, социально-экономические, эстетические и методологические. Взятые вместе, они задают содержание предстоящих исследований, результатом которых должно явиться содержание научной основы для построения теории дизайна, ее методологической планкарты.
Социологические проблемы дизайна
- Промышленное проектирование как специфическая область человеческой деятельности. Закономерности его исторического развития. Отношение промышленного проектирования к производству и потреблению.
- Дизайн в системе промышленного проектирования. Проблемы тотального проектирования.
- Структура общественных потребностей как выражение системы социальных отношений и тенденций общественного развития. Структура общественных потребностей и ее влияние на структуру потребительского спроса.
- Социальное содержание предметной функции. Социальная функция предмета и предметной среды (социальный функционализм). Товарные и нетоварные формы удовлетворения потребностей в социалистическом обществе.
- Социалистические проблемы труда и дизайна:
5.1. Место дизайна в структуре современных производительных сил, его роль в разделении груза в проектных организациях, выступающих как субъективный фактор процесса труда.
5.2. Дизайн как элемент научной организации труда. Критика современных форм тейлоризма и отождествления с ним дизайна.
5.3. Дизайн и проблема творчества непосредственных производителей в современном промышленном производстве.
5.4. Тенденции автоматизации и критика апологетического отношения к системе «человек¾машина» и роли дизайна в ее утверждении и развитии. - Критика современных буржуазных социологических теорий ¾ «единого индустриального общества», «общества всеобщего благосостояния», «человеческих отношений» ¾ как теоретической основы дизайна в капиталистических странах Запада.
- Социологические проблемы быта и дизайна:
7.1. Тенденции коллективизации быта и дизайн (дизайн и домашнее хозяйство).
7.2. Дизайн в экономике семейной жизни.
7.3. Общественные формы быта и дизайн.
7.4. Социальные проблемы досуга и дизайн. Культура досуга. Изучение досуга с точки зрения потребления определенных товаров и услуг. - Дизайн как инструмент «массовой культуры» в массовом обществе.
- Вещи и отношения:
9.1. Проблема вещи в современной философии, социологии и эстетике.
9.2. Современная система отношений и система вещей. Вещный характер современной культуры.
9.3. Вещь как товар. Товарный фетишизм и фетишизм вещи. Нетоварные формы вещи.
9.4. Материализм и вещизм.
9.5. Предметная среда в условиях капитализма, социализма и коммунизма.
9.6. Вещи и комплексы вещей, предметная среда, содействующие становлению коллективистских форм жизни.
9.7. Связь духовного и вещного богатства человека и общества. Мещанство и культ вещи. Господство вещи над человеком и человека над вещью. Пути освобождения от плена вещей.
9.8. Вещи и потребности. Обособленная потребность и обособленная вещь. Целостность человека и целостность предметного мира.
9.9. Содержание, функция и форма вещи. Временная и пространственная характеристики вещи.
9.10. Формообразование вещи. Структурная и функциональная сложность вещи. Целостность вещи.
9.11. Основы классификации вещей.
9.12. Вещь как связь между производителями и потребителями.
9.13. Вещь как средство коммуникации. Коммуникативные качества вещи. Вещь как эстетический знак.
9.14. Вещь ¾ концентрат культуры. Вещь и стиль.
9.15. Вещь и тираж. Технический и эстетический стандарт вещи. Вещь и мода. Мнимое и действительное разнообразие вещей.
9.16. Ассортимент. Вещи необходимые и излишние. Общественное качество вещи. Затоваривание и его причины.
9.17. Хаос предметов и предметных форм, его причины, пути и способы его преодоления. - Влияние социальных отношений на характер предметной среды, продуктов промышленного производства.
- Общественные отношения и их пространственно-временное выражение.
- Дизайн и проблема человека в современном обществе:
12.1. Дизайн в системе разделения труда.
12.2. Материально-технический прогресс и гуманизм.
12.3. Судьбы гуманистической культуры и дизайн.
12.4. Дизайн и конформизм.
12.5. Дизайн и всестороннее развитие личности.
12.6. Универсализм личности и универсализм коллектива.
12.7. Человек, его потребности, потребительский спрос. Потребительский спрос как человеческий фактор в системе «человек¾товар».
Социально-экономические проблемы дизайна
- Дизайн как стимул торговли (влияние на внешнюю и внутреннюю торговлю).
- Дизайн и экономика монополий.
- Конкуренция и дизайн.
- Влияние на дизайн тенденций развития мирового хозяйства.
- Дизайн в системе Общего рынка.
- Дизайн в условиях плановой экономики социалистических стран.
- Дизайн в системе СЭВ.
- Дизайн и экономическая экспансия США в странах Европы.
- Дизайн и экономическое давление капиталистических стран на экономику новых стран Азии и Африки.
- Экономическая эффективность дизайна. Способы и формулы определения экономической эффективности в различных отраслях производства.
- Дизайн как средство оптимизации отношений сферы производства и сферы потребления.
Эстетические проблемы дизайна
- Труд как основа эстетического творчества, эстетического чувства.
- Трудовая сущность прекрасного.
- Проявление эстетического начала в материальном производстве на различных ступенях общественного развития.
- Противоречия в социальном строе труда и их влияние на эстетическое содержание материально-практической деятельности и ее продуктов.
- Соотношение прекрасного и полезного.
- Разрешение противоречий между материально-практической деятельностью и художественно-эстетической деятельностью, их роль и место дизайна в этом процессе.
- Эстетическое отношение дизайна к действительности. Дизайн и эстетический идеал.
- Многообразие форм художественного творчества в промышленности.
- Отличие дизайна от прикладного искусства и художественной промышленности.
- Эстетическая ценность машинной техники и дизайн.
- Эстетическое освоение машинной техники в дизайне.
- Техническая эстетика против эстетики техницизма.
- Эстетизм и вещизм.
- Красота и стандарт.
- Взаимоотношение дизайна и искусства.
- Художественное (эстетическое) начало дизайна. Эстетический момент в творчестве дизайнера. Художественное (эстетическое) творчество и художественное конструирование.
- Эстетическое в продукте дизайна. Произведение дизайна и произведение искусства.
- Сравнительная эстетическая характеристика дизайна и стайлинга.
- Дизайн и эстетическая революция ХХ столетия.
- Дизайн и художественный синтез.
- Дизайн, архитектура, урбанизм, синтурбанизм.
- Дизайн и проблема стиля.
- Функционализм как метод творчества и как художественный стиль.
- Формалистический и социальный функционализм. Статический и динамический функционализм.
- Дизайн и конструктивизм.
- Освоение новейших достижений живописи и скульптуры в дизайне.
- Дизайн и другие средства массовой культуры, основанные на современной технике, в их социальном и эстетическом сопоставлении: а) дизайн и кино; б) дизайн и телевидение; в) дизайн и радио.
- Строение дизайн-формы. Функция¾конструкция¾форма. Форма внутренняя и форма внешняя.
- Красота и внешняя форма. Принципы формообразования.
- Проблема вхождения художника в материальное производство. Художник-прикладник и дизайнер. Дизайнер как новая профессия. Специализация и универсализм дизайнера.
Методологические проблемы построения теории дизайна
- Методологические проблемы очерчивания предмета науки о дизайне.
- Системно-структурный подход к объекту теории дизайна.
- Определение эмпирического материала исследований по теории дизайна.
- Системно-структурный анализ объекта теории дизайна:
4.1. Виды и сферы дизайна.
4.2. Система «человек¾социальная среда».
4.3. Системно-структурные исследования общественных потребностей и их выражение в форме и функциях продуктов промышленности.
4.4. Представление предметной среды как системы. - Системно-структурные исследования дизайнерской деятельности:
5.1. Основания и принципы современной кооперации деятельности.
5.2. Строение деятельности и организации дизайнерских коллективов.
5.3. Средства дизайнерской деятельности. Возможности ЭВМ в решении дизайнерских задач.
5.4. Административная организация дизайнерской деятельности и средства управления ею.
5.5. Соотношение проектирования, планирования и управления. - Методы и средства построения планкарты теории дизайна.
- Соотношение структурных и генетических методов в теории дизайна.
- Системно-структурный подход как методология исторических исследований дизайна.
- Методы генетического развертывания исходных структур теории. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
- Вещизм как методологический принцип современного художественного конструирования. Дизайн и стайлинг.
- Антивещизм как методологический принцип дизайна будущего.
- Принципы определения средств будущей теории дизайна и оценка их возможностей.
- Принципы ассимиляции средств и методов существующих наук в теории дизайна.
- Методологические проблемы применения математики, теоретической и технической кибернетики в теории и практике дизайна.
- Функции эксперимента в исследованиях по дизайну.