К характеристике категориальных определений деятельности
- Если оставить в стороне отдельные постановки вопросов и ориентироваться только на достаточно систематические разработки, то, наверное, можно сказать, что изучение деятельности в философии началось примерно 350 лет назад, хотя, конечно, общие основания и определенная традиция в этой области шли уже от Аристотеля. Главной причиной, заставившей создавать понятие деятельности и конструировать соответствующий идеальный объект, была необходимость оправдать в объектно-онтологическом плане соотнесение и связь в мысли таких разнородных предметов как знания, операции, вещи. цели, мотивы, сознание, знаки, смыслы, значения и т.п. А к началу ХVII в. такого рода соотнесения стали постоянным и массовым явлением.
Наиболее значительный вклад в работу по выделению деятельности в качестве особого предмета изучения и особой действительности был сделан представителями немецкой классической философии — И.Г.Фихте, Ф.B.Шеллингом и Г.В.Гегелем. Однако их разработки оставались все же по преимуществу в сфере философии и очень медленно проникали в положительные науки, даже в те, где деятельность была совершенно очевидным объектом изучения. Объясняется это в первую очередь тем, что никак не удавалось выработать средства и методы научного исследования, адекватные специфическим особенностям деятельности как объекта.
- Новые стимулы развития понятия деятельности были привнесены техническими и математическими дисциплинами в последние 30 лет, когда в области инженерного проектирования возникла по-настоящему острая потребность иметь представление о деятельности. Систематические разработки в этой области развернулись в связи с экономическими и военными проблемами в период второй мировой войны. Чтобы обеспечить организацию перевозок грузов через Атлантику, были созданы систематизированные методы «исследования операций». Для наилучшей, более эффективной организации промышленного производства разрабатывались различные методические варианты этой дисциплины — системы «Перт». «Паттерн», «Форкаст» и др.; в дальнейшем они вылились в самостоятельную дисциплину, называемую «анализом решений», а у вас в стране — «анализом систем». При проектировании больших информационных и управляющих систем сложилась «системотехника», которая в дальнейшем переросла в методологию и теорию системного и инженерно-психологического проектирования.
Можно было бы назвать и ряд других дисциплин, объединяемых общей ориентацией на изучение деятельности. Но все они берут деятельность с каких-то частных, не самых важных и не самых существенных сторон. Поэтому, естественно, что параллельно всем собственно научным, инженерным и математическим разработкам такого рода возникло и сейчас все более усиливается движение за разработку обшей теории деятельности.
- Еще в конце 40-х годов нашего столетия польский философ и социолог Т.Котарбиньский изложил исходные идеи специальной науки о деятельности — «праксеологии». С тех пор она непрерывно развивается (хотя, может быть, и не так интенсивно, как хотелось бы) и нередко используется польскими учеными в качестве методологического основания гуманитарных и социальных наук.
Не так давно в США была сделана попытка объединить все сложившиеся отдельно и разрозненно дисциплины и направления, связанные с анализом деятельности, в единую систему так называемых «бихевиориальных наук». Она должна связать между собой инженерные разработке такого типа, как «системотехника» — один полюс, математические разработки такого типа, как «исследование операций» — второй полюс, и наряду с ними такие традиционно-гуманитарные и социальные науки, как психология, этнопсихология, этнолингвистика, антропология, теория культуры и теория человеческих взаимоотношений — третий полюс.
Таким образом, речь идет о создании принципиально новых обобщений, о перестройке и трансформации многих традиционных и новых наук, об установлении «мостов» между гуманитарными науками, о дополнении уже сложившихся областей «технического искусства» соответствующими им областями науки.
В Советском Союзе общая теория деятельности (понимаемая в указанном выше смысле) разрабатывается исследователями, объединившимися с 1956 г. вокруг Комиссии по психологии мышления и логике Всесоюзного общества психологов, а с 1962 г. — также вокруг Семинара «Структуры и системы в науке и технике» философской секции Совета по кибернетике АН СССР.
Работая в разных философских и научных традициях, используя разные онтологические картины и категория, все эти исследователи стремятся в общем и целом к одному — к тому, чтобы «схватить» и изобразить в моделях специфические свойства и признаки деятельности, найти конструктивные и проективные методы развертывания ее структур. Но пока важнейшие результаты и выводы касаются не столько самой действительности деятельности, сколько наших средств и методов исследования ее.
- Сейчас стало уже ясно, что все затруднения в исследовании разных аспектов деятельности разными науками были лишь отражением более общих трудностей, с которыми столкнулось человеческое мышление, когда оно попыталось проникнуть в тайны деятельности. Точно так же, мы уже понимаем сейчас, что все многочисленные попытки выявить и описать специфику деятельности заканчивались до сих пор неудачно в первую очередь из-за того, что к ней подходили с неправильными мерками.
Предшествующее развитие естественных наук дало нам несколько хорошо разработанных категорий. Среди них самыми привычными и шире всего распространенными были категории «вещь», «свойство» и «процесс». Когда начали изучать деятельность, то прежде всего — и это было совершенно естественно — постарались применить именно эти категории. Но результатом, было лишь множество парадоксов и затруднений разного рода.
Например, «вещь» всегда локализована в определенном месте. А где локализована деятельность? До сих пор все попытки найти ей место где-то вокруг человека или в человеке заканчивались неудачами. В конце концов они заставили поставить вопрос: а имеет ли вообще деятельность локализацию в таком же смысле, как ее имеют «вещи»?
«Вещь» состоит из частей и в каждый момент времени представлена всеми своими частями; с этой точки зрения она совершенно однородна. А из каких частей состоит деятельность и можно ли эти части пространственно суммировать в одно целое? До сих пор ответ получался только отрицательный, и это привело к утверждениям, что деятельность есть «процесс».
Но и такое решение оказалось неудовлетворительным. Мы говорим о «процессе», когда рассматриваем изменение какого-либо объекта и можем выразить его в последовательности «состояний» объекта. Это значит, что каждая характеристика в этой последовательности относится к объекту в целом, а между собой они связаны особым отношением «во времени». Это значит также, что в каждом состоянии объект представлен одновременно и в целом, и как бы одной своей частью, эти части могут особым образом собираться в целое, а это, в свою очередь, дает основание для того, чтобы по определенной, уже отработанной человечеством логике связывать между собой характеристики различных состояний объекта, находить «законы изменения» его и выражать их, в функциональных зависимостях разного рода. (Более подробно объектно-онтологическая структура категории процесса разобрана в нашей работе «Система педагогических исследований. Методологический анализ // Педагогика и логика. М., 1968»).
Эта логика оказалась неприменимой к деятельности. Постоянное превращение «сукцессивного», т.е. развернутого и протекающего во времени процесса, в «симультанное», т.е. происходящее в полной своей структуре одномоментно, — факт, давно зафиксированный в самых разных исследованиях психической деятельности человека. Он привел исследователей к мысли, что в так называемом сукцессивном процессе в каждый момент времени осуществляется не вся структура изучаемого целого, а только часть ее, причём, в различные моменты времени — функционально разные части. Деятельность, взятая в своей минимальной целостности, выступила как «размытая» во времени; разные ее части и элементы реализуются в разное время и, вместе с тем, между ними существуют такие связи и зависимости, которые (благодаря каким-то специфическим механизмам) действуют все это время и объединяют все элементы в одну целостную структуру, чего не было в процессах изменения элементарных объектов.
Сравнение этих двух изображений помогает понять, почему на основе категории «процесса» никогда не удавалось объяснить, каким образом человек действует, как он использует свои прошлые продукты в качестве средств новой деятельности. как он объединяет в одной актуальной структуре «прошлое», «настоящее» и «будущее». Мы не рассматриваем здесь тех механизмов, которые делают возможной постепенную реализацию одной структуры в последовательном процессе, в частности — сознание и его собственные внутренние механизмы.
Все эти, а также многие другие парадоксы и затруднения, которые мы здесь не можем обсуждать, привели постепенно к пониманию того, что деятельность является объектом совершенно особого категориального типа, объектом, к которому нельзя применять ни логику вещества, ни логик процесса. В какой-то момент человечество оказалось в положении, описанном Ст.Лемом в «Солярисе»: оно не только не знало, что такое деятельность, но в не знало, какими средствами это можно узнать.
- Решение указанной выше методологической проблемы, как это и бывает обычно, выкристаллизовывалось постепенно, приходя и накапливаясь с разных сторон и маленькими «кусочками».
Обсуждение проблемы локализации деятельности заострилось на более узком вопросе: как относится «деятельность» к отдельному человеку?
По традиции, поскольку само понятие деятельности формировалось из понятия «поведения», деятельность как таковую в большинстве случаев рассматривали как атрибут отдельного человека, как то, что им производится, создается и осуществляется, а сам он в соответствии с этим, выступал как «деятель».
И до сих пор большинство исследователей — психологов, логиков и даже социологов, не говоря уже о физиках, химиках и биологах, думает точно так. Само предположение, что вопрос может ставиться как-то иначе, например, что деятельность носит безличный характер, кажется им диким и несуразным.
Но есть совершенно иная точка зрения. Работы Гегеля и Марксa утвердили рядом с традиционным пониманием деятельности другое, на наш взгляд, значительно более глубокое: согласно ему, человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем он сам. Не отдельные индивиды тогда создают в производят деятельность, а наоборот, она сама «захватывает» их и заставляет «вести» себя определенным образом. По отношению к частной форме деятельности, речи-языку, В.Гумбольдт, как известно, выразил эту мысль так: не люди овладевают языком, а язык овладевает людьми,
Каждый, человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся и непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью. Можно сказать, что универсум социальной человеческой деятельности сначала противостоит каждому ребенку; чтобы стать действительно человеком, ребенок должен «прикрепиться» к системе человеческой деятельности, это значит овладеть определенными видами деятельности, научиться осуществлять их в кооперации с другими людьми. И только в меру овладения частями человеческой социальной деятельности ребенок становится человеком и личностью. При таком подходе, очевидно, универсум социальной деятельности не может уже рассматриваться как принадлежащий людям в качестве их атрибута или достояния, даже если мы берем людей в больших массах и организациях. Наоборот, сами люди оказываются принадлежащими к деятельности, включенным в нее либо в качестве материала, либо в качестве элементов — наряду с машинами, вещами, знаками, социальными организациями и т.п. Деятельность, рассматриваемая таким образом, оказывается системой с многочисленными и весьма разнообразными функциональными и материальными компонентами и связями между ними.
Каждый из этих компонентов имеет свое относительно самостоятельное «движение», и связан с другими компонентами того же типа: люди — с людьми, машины — с машинами, знаки — со знаками. Вместе с тем каждый компонент связан с компонентами других типов, и в связи друг с другом они образуют множество структур разного вида и сорта.
Таким образом, система человеческой социальной деятельности оказывается полиструктурной, т.е. состоит из многих как бы наложенных друг на друга структур, а каждая из них, в свою очередь, состоит из многих частных структур, находящихся в иерархических отношениях друг с другом.
Компоненты разного типа, связанные в единство системой деятельности, подчиняются разным группам законов и живут каждый в своем особом процессе. Вместе с тем эти компоненты и процессы их изменения связаны в единство общей системой целостной деятельности. Поэтому можно сказать, что деятельность есть неоднородная полиструктура, объединяющая много разных и разнонаправленных процессов, протекающих с разным темпом и, по сути дела, в разное время.
- Введенные таким образом категории системы и полиструктуры определяют методы изучения как деятельности вообще, так и любых частных видов деятельности. В зависимости от целей и задач исследования в деятельности можно выделять в качестве относительно целостных и самостоятельных объектов изучения разные структуры, представлять их в виде самостоятельных систем, и тогда будут получаться качественно разные представления деятельности. Это значит, что в теории деятельности будет фигурировать несколько различных «единиц» деятельности.
Так, например, можно взять в качестве единицы деятельности весь социальный организм в целом и представить его в виде довольно простых структур, соответствующих основным механизмам его жизни, например механизму воспроизводства, и считать объект, заданный этой структурой, полной и самодостаточной системой. Для многих задач такое представление деятельности будет исходным и основным в теоретическом развертывании моделей деятельности; объекты, заданные такими моделями, мы называем «массовой деятельностью».
В рамках «массовой деятельности» можно выделить другие, более частные системы деятельности, изображающие различные фрагменты или части социального организма, например сферы производства, обучения, науки, проектирования и т.п.
Но точно так же можно взять в качестве единицы и системы ту деятельность, посредством которой решаются отдельные частные задачи; это будет представление деятельности, взятое как бы в другом «повороте» и на другом уровне структурности; мы называем такие представления деятельности «частными», или, что то же самое, представлениями «актов деятельности».
Среди этих «частных» изображений деятельности есть такие, в которых деятельность или ее отдельные элементы и подсистемы рассматриваются как зафиксированные, с одной стороны, в виде вещественных и знаковых средств, которые нужно усвоить, а с другой стороны, в виде норм тех процедур, которые нужно выяснить, чтобы получить определенные продукты, и в этом плане — как противопоставленные или противостоящие каждому отдельному индивиду. Подобные изображения того, что каждый человек должен делать, чтобы быть членом социальной системы, называются нами обычно «нормативными» изображениями деятельности.
Наконец, есть совсем абстрактные, собственно методические представления деятельности в виде набора блоков; самое простое из них состоит из следующих блоков: цель, задача, исходный материал, средства, процедура, продукт. И чаще употребляются более сложные схемы с большим числом различных блоков. Все они выступают в роли «разборных ящиков», помогающих выделять основные элементы как в своей собственной деятельности, так и в деятельности других людей.
Каждый из этих способов изображения деятельности имеет свою область практических и методологических приложений, каждый задает особую группу моделей и схем, которые ложатся в основание тех или иных описательных или оперативных систем знания.
Конечно, ответ на вопрос о том, какие схемы и модели деятельности вообще возможны и какие из них дают адекватное представление о деятельности, как действительности совсем особого рода, будет получен лишь в ходе будущего многолетнего развития теории деятельности и всех опирающихся на нее дисциплин, но уже сейчас можно отметить два существенных момента, характеризующих эти схемы.
Один из них состоит в том, что схемы деятельности, благодаря неоднородности своих элементов и полиструктурному характеру, обладают значительно большими оперативными возможностями чем любые другие схемы и модели из уже существующих естественнонаучных теорий. В принципе они таковы — и это соответствует реальному положению человеческой деятельности, — что позволяет описывать и объяснять с определенной стороны все, что встречается и может встретиться в нашем опыте. При этом то, что мы называем «деятельностью», выступает, с одной стороны, как предельно широкая, по сути дела, универсальная, конструктивная или оперативная система, из единиц которой можно строить модели любых социальных явлений и процессов, а с другой стороны, при соответствующей интерпретации на объекты, — как «субстанция» особого типа, подчиняющаяся специфическим естественным законам функционирования и развития.
Благодаря этому схемы деятельности, когда они соотносятся с другими схемами, изображающими какие-то социальные процессы, отношения и связи, могут трактоваться как изображения механизмов этих процессов и связей (при этом всякая единица деятельности имеет, конечно, свою собственную систему, включающую разнообразные элементы и связи между ними). Тогда утверждение, что та или иная единица деятельности выступает как механизм, осуществляющий или производящий какую-то другую структуру, означает, что мы каким-то образом соотносим эти две структуры и устанавливаем между ними определенное соотношение соответствия (заметим, что это методологическое положение понадобится нам при анализе основного социального отношения «норма – реализация»).
Второй важный момент состоит в том, что уже существующие схемы и модели деятельности позволяют рационально и сравнительно просто объяснить такие соотношения между разными элементами нашего мира, которые до самого последнего времени вызывали одно лишь удивление и казались до крайности парадоксальными, в частности все соотношения, обусловленные процессами рефлексии.
- Все сказанное выше, и в частности основной тезис этой статьи — утверждение, что деятельность является системой и полиструктурой, означает, среди прочего, что наши успехи в анализе деятельности и в представлении результатов этого анализа в виде особого научного предмета — теории деятельности — зависит в первую очередь от успехов в разработке средств и методов системно-структурного анализа, или, если иметь в виду также и формы организации их, — от успехов развертывания общей системно-структурной методологии (ОССМ). Каждый шаг, углубляющий наше понимание онтологических и логических характеристик систем, будет тотчас же давать продвижение в понимании основных характеристик деятельности.
Не обсуждая сейчас основные идеи ОССМ, укажем лишь, считая это результатом огромной важности, на принцип четырехслойного категориального представления всякой системы в виде: 1) процесса или набора процессов, 2) структуры, 3) организованности материала, 4) морфологии, — эффективно применяемый сейчас в инженерно-психологическом анализе и проектировании систем «человек–машина».
Указывая на зависимость теории деятельности от успехов в разработке общей системно-структурной методологии, мы должны вместе с тем подчеркнуть и обратную зависимость.
Поскольку деятельность является системой, именно анализ и попытки теоретического воспроизведения деятельности поставляют основные проблемы в задачи ОССМ и, одновременно, дают наиболее сложные и принципиальные примеры разнообразных специфических процессов, структур и организованностей, а также материал — подчас удивительный и чуть ли ни фантастический — для конструирования и «выдумывания» новых отношений и связей. Таким образом, теория деятельности выступает в качестве «эмпирической» области, более всего стимулирующей развитие общей системно-структурной методологии.