Смена научных парадигм — нормальное явление в науке [20], определяющее ее прогресс, несмотря на несомненную болезненность этого процесса. История любой науки вовсе не изобилует подобного рода перипетиями, поэтому реального опыта переживания смены парадигм не имеет, пожалуй, никто; а потому оценить реальность происходящего его участники, к сожалению, не могут. Эта оценка осуществляется в исторической рефлексии событий после победы новой парадигмы (или провала попытки сменить старую) и полного ухода со сцены сторонников предыдущей. Здесь достаточно упомянуть коперниканскую космологическую парадигму, пришедшую на мену птолемеевской онтологии, галилеевскую методологию «идеального объекта», сменившую научный эмпиризм и слепое следование фактам. В географии суперсобытием, давшим жизнь новой парадигме, стал переход от карты к глобусу, хотя еретические догадки и доказательства шарообразности Земли существовали задолго до того, не выходя на парадигмальные притязания и оставаясь достоянием одиночек и малых, не признаваемых групп.
Следствием этого тезиса является достаточно тривиальное и очевидное утверждение: смена научных парадигм происходит на субъективном уровне, при этом отказ от старой парадигмы и претензии на новую вовсе не означают самой смены как состоявшейся: ложных ходов и тупиков в науке гораздо больше, чем парадигмальных скачков. Всякий отказавшийся от господствующих взглядов должен осознавать свой риск и возможное, вполне справедливое осуждение уважаемых коллег.
Основания смены парадигмы
Памятуя обо всем этом, автор, тем не менее, после долгих и, надо сказать, мучительных соображений решился опубликовать свое сугубо личное и индивидуальное неприятие районной парадигмы во имя региональной. Методолого-игротехническое сообщество в отрыве от географии взяло на себя миссию регионализации, делает это скорее интенсивно, чем культурно, порождая массу плодотворных идей. Авторского здесь по большей части — мучения профессионала с шестипудовыми крыльями распредмечивания.
Основания, в самой сжатой форме, этого отказа суть таковы.
Ценностное. Экономическая география — и это составляло гордость, порой наивно преувеличенную, отечественных географов (в том числе и самого автора, разумеется) — верой и правдой служила тоталитаризму. Экономическая география объективно служила укреплению и усилию централизованной плановой экономики, теоретически обосновывая тоталитаристские планы [2] и поставляя административно-командной системе высококвалифицированные кадры. Теория ТПК и экономического районирования [16-19] как парадигма отечественной экономической географии служила оправданием пренебрежения всеми интересами, кроме партийно — государственных или даже вождистских. В конце концов, географическая терминология (ТПК, экономический район) стала официально признанной как государственная, а в практике социалистического строительства возникли такие монстры и профанации географических понятий как Южно-Якутский ТПК (географы своими работами и непротивлением благословили это детище формализма).
Все последующие основания в отличие от предыдущего — имманентны экономической географии и не могут быть списаны на внешние обстоятельства.
Этическое. Теория ТПК критерием эффективности выдвинула принцип максимализации экономического эффекта при минимизации народнохозяйственных затрат [17]. Эта этическая норма имеет антихристианский характер! (недаром практика социалистического ведения хозяйства многократно проклиналась с отечественных и зарубежных амвонов иерархами различных церквей и простыми верующими всех религий, сект и конфессий).
Попутно стоит отметить, что уже дважды употреблявшийся термин «практика» понятийно в контексте всей статьи неуместен, означает «деятельность во благо»; очевидно, здесь более употребителен термин «поэзия» (по Платону) — самовыражение, к тому же странное самовыражение; не людей, а идеи, воспринятой людьми харизматически, в сокровенной неприкосновенности и поэтическом пренебрежении к живущим и существующим носителям этой идеи.
Хищническая этика максимализации результата при минимизации усилий на его достижение (ей противостоит явно протестантский, по сути, закон Кэрри «Осваиваются не лучшие, но наиболее доступные ресурсы») повлекла за собой весьма тяжкие последствия:
- экологические катастрофы и истощение естественных ресурсов не только в нашей стране, но и в Восточной Европе, на большей территории зарубежной Азии, на Кубе, в Эфиопии, Анголе и других странах, попытавшихся более или менее длительное время реализовывать нашу модель государственного устройства и этическую модель нашего строя;
- истощение физического и интеллектуального потенциала социума без воспроизводственных и компенсирующих механизмов; об этом трудно говорить, но ГУЛАГ с точки зрения критерия эффективности — наилучшее трудоустройство и наиболее рациональная организация жизнеэксплуатации (ни одна великая стройка коммунизма не обошлась, кажется, без привлечения этой позорной формы рабства). Как бы ни были отвратительны (мнимо или в действительности) современные отечественные предприниматели, автору неизвестен ни один случай их альянса с ГУЛАГом и его дочерними фирмами, усиленно пытающимися прорваться в коммерческие и рыночные структуры.
Теоретическое. При более или менее ближайшем рассмотрении теория штандортов А. Вебера (первый и единственный раз он был издан у нас в 1926 г., да и то в сокращенном виде [9]) принципиально не отличается от теории ТПК. Более того, теорию ТПК можно рассматривать как определенную редукцию теории штандортов, адаптированную под более тоталитарную систему, чем прусско-германское бюрократическое государство начала XX в. При этом многочисленные последователи А. Вебера из рядов технической и экономической интеллигенции были физически уничтожены в первые годы первой же пятилетки, и уже некому было обнаруживать внутреннюю зависимость теории ТПК от теории штандортов.
Вся критика, в том числе и отечественная (надо заметить, порой весьма оголтелая; это не относится к Н. Н. Колосовскому и Н. Н. Баранскому [5], старавшимся весьма лояльно оценивать работы А. Вебера), теории штандортов может быть в полной мере перенесена и на теорию ТПК. Здесь поэтому достаточно будет сослаться на классическую критику веберианства А. Леша [22], если мы отнесем ее к теории ТПК.
Логическое. Мне вообще представляется сомнительной затея с формированием, существованием и развитием экономической географии, региональной экономики, всех прочих экономик как наук, построение некоторой экономической действительности с ее законами (например, законами политэкономии социализма), принципами, позициями, субъектами, целями, мотивациями и всем прочим в стране, не только лишенной экономических реалий, но и взявшиеся за уничтожение экономики, экономических отношений, денег, конвенциональных эквивалентов деятельности и построения неэкономического общества, где действуют законы и правила нравственного, а не экономического порядка. Здесь мы в очередной раз сталкиваемся с феноменом эпохи А. Щюца [39] и нашей многолетней безуспешной и трагической попыткой не замечать очевидного: в стране с отсутствующей экономической реальностью нет места экономической географии. Это означает, что — то, что мы называем отечественной экономической географией, есть не более чем лапутянская наука ни о чем…
Этимологическое. В книге Н.Н. Некрасова «Региональная экономика» [24] делается попытка полного отождествления понятий «регион» и «район» на том основании, что «регион» произошел от латинского regia «страна», «край» (тут однокоренными словами выступают регулы, rех, регина, режим, регулятив,
Regierung — объединяющим эти слова смыслом является правило и управление, a rayon — «радиус», «вектор», «луч».) И это явное этимологическое несоответствие было принято, стало банальной общеупотребительной не очевидностью, очередной и еще одной жертвой мысли. В понятийном словаре Э. Б. Алаева [2], кстати, единственном в своем роде в отечественной экономической географии, эта же синонимия, вопреки этимологии, признается (делается, правда, оговорка о неполной синонимии, большей жесткости термина «район» и моде на слово «регион» как более мягком выражении все того же смысла — таксономической части чего-то целого).
Проспективное. Процесс регионализации оказался не просто модой 80-х годов. Исторически он оказался равномощен и противопоставлен в общественном сознании имперскому процессу и потому недаром совпал с падением и разложением самой зловещей империи современной истории, несмотря на то, что история демонстрирует устойчивость региональных образований и эфемерность империй. Регионализация как процесс антиимперского самосознания породила, например, каталонский модерн с его гениями С. Дали, П.Пикассо, П.Казальсом и А.Гауди. Современный регионализм возродил почти совсем вымерший бретонский язык и возрождает язык белоглазой чуди, известной еще Геродоту как гипербореи. Регионализация породила идею Европейского дома и Азиатско-Тихоокеанский регион как новую воронку гуманизации и развития человечества.
Современный регионализм по своей социокультурной и духовной мощи стоит в одном ряду с идеями «третьей волны», постиндустриального общества, коммуникационной «всемирной деревни». Пока можно только предполагать, что все эти суперидеи есть различные эманации наступающего нового гуманизма, предугаданного столь противоположными, но мощными мыслителями второй половины XIX в. — Ф. Ницше [25], Ф. М. Достоевским [14] и Вл. Соловьевым [32]. Основной принцип этого нового Гуманизма: человек уникален и уникальна его среда [7] до головокружительной гордости противопоставления его всему человечеству и даже Богу, что придает эсхатологическую окраску всему предстоящему, грядущему и будущему. Весь мир — игра. И мы сегодня присутствуем при окончании очередного гейма: агонистическая игра достигла своей агонии и — без антрактов и буфетов — начинается игра-performance, игра-преобразование, игра-представление, карнавальная игра демиургов…
Понятие «регион»
- Регион — полисферное образование, включающее в себя (потенциально) геосферу, ойкумену и этносферу, техносферу, ноосферу. Вследствие этого территориальная определенность региона весьма условна. Например, Касталия Г. Гессе как регион «игры в бисер» не имеет территории, она негеосферна. То же можно сказать про «Утопию» Т. Мора (хотя у нее и был географический аналог — Цейлон), «страну» в произведениях Стругацких, Дж. Оруэлла, Замятина и других утопистов (в антиутопиях обычно имеется более или менее точная географическая привязка, но зато отсутствует собственная и уникальная идеальная конструкция или концепция социального устройства). Регион духовен и культурен, а потому индифферентен к территориальным страстям и притязаниям.
- Регион — воспроизводственная структура на мировых путях развития. Воспроизводственность обеспечивает «вечность» региона и его культуросообразность, замкнутость его культуры, которая может рассматриваться только в рамках общечеловеческой культуры и как равномощная ей. Вместе с тем регион своей миссией, а не специализацией, добровольно принимаемой перед мировым сообществом, определяет одно из направлений мирового развития, не паразитируя на общемировом развитии и не пародируя достижения цивилизации (как это происходит, например, в отечественном автомобилестроении или электронике), а внося своеобразие в пестрый коллаж мирового развития и прогресса.
- Регион зиждется на идее самодостаточности, что не совпадает с идеей самообеспечения. При этом самодостаточность ощущается региональным субъектом не относительно целого или центра и выражается в провинциальности (самобытности) сознания: житель империи переживает лишь проблему самообеспеченности и ощущает свою столичность или периферийность, окра-инность (ущербность и несамостоятельность); житель нашей империи даже в своей столичности вечно ощущает некоторую затрапезность и затхлость, если имеет возможность сравнивать себя и свой мир с миром парижанина, лондонца или жителя Рио-де-Жанейро.
- Район — продукт членения целой территории. Регион задается субъективно. Региональный субъект — это не житель, не представитель населения, этноса, что принято считать подушно или поголовно, рассчитывать и прогнозировать. Региональный субъект обладает: волей и представлениями, целями как представлениями, побуждающими к действию [10], позицией; региональный субъект — это, прежде всего и главным образом деятель, осуществляющий помимо деятельности ее рефлексию; это, наконец, тот самый объект, который в состоянии субъективироваться (Гете: «Человек — это природа, которая познает самое себя»: как географ, я горжусь, что эта фраза является эпиграфом к классической работе Э.Реклю «Земля и люди». Физикам или лингвистам подобная мысль чужда и непонятна). В этом понимании регион и региональный субъект — две совпадающие сущности, различающиеся лишь центрацией сознания.
Субъектность региона означает его политичность. Регион — арена деятельности и интересов различных региональных субъектов. Тут важно лишь подчеркнуть, что «политика» понимается здесь в классическом ее, понятийном варианте, в традиции Платона-Аристотеля — Макиавелли [3; 23; 27; 28], как исономическое (равноправное, правовое) противопоставление различных и взаимоуничтожимых сил. Любой акт уничтожения, элиминирования оппонентов и оппозиции превращает регион в праимперию, о чем предупреждал еще Б.Спиноза.
- Границы региона, таким образом, имеют диффузный, контактный, а не контрастный характер [13] и задаются собственностью и управляемостью пространства. Если принять фундаментальное допущение, что функция власти — понимание, то в герменевтическом пространстве региональная граница проходит по краю понимания регионального субъекта. Августовские баррикады (Москва, 1991 год) как границы понимания и власти проходили вовсе не по Горбатому мостику, а по сознанию москвичей и армии.
Межрегиональные пространства могут иметь неопределенно большую территориальную протяженность. Более того, так как процесс регионообразования у нас пока лишь наметился, межрегиональные пространства занимают почти всю территорию страны. Лишь в последнее время можно говорить о региональном самоопределении Балтии и некоторых других, преимущественно окраинных образований.
- Из тезисов о воспроизводстве как важнейшем региональном процессе и о региональном субъекте вытекают с необходимостью представления о регионе как о «совместном мире» Плесснера [29] и хозяйственности региона (в отличие от производственной основы района: ТПК есть производственный каркас экономического района — гласит одна из догм экономической географии). Совместность и хозяйственность (об этом — несколько дальше) обеспечивают экологичость региональной организации жизнедеятельности. Регион строится на субъект-субъектных отношениях типа «Живи и жить давай другим».
- Наконец, — и это наиболее уязвимое и трудно воспринимаемое районным сознанием утверждение: регион не есть часть чего бы то ни было, даже мирового сообщества. Как и человек не есть часть человечества и тем паче общества ли социума, зане и Христос был человеком, и каждый из нас — собеседник Бога. Регион не входит ни в какие таксономии. Он внемасштабен и разномасштабен: от Азиатско -Тихоокеанского до кантона Ури в Швейцарии («Бесы»). Регионы могут интерферировать и соучаствовать, а одной территории или в одной сфере. Регион — понятие, задаваемое типологически, а не классификационно или системно. Это, кстати, означает, что разнообразие регионов не ограничено и априорно не задано (не может быть сведено, например, к комбинаторике заранее известного числа энергопроизводственных циклов). Региональные представления по-новому ставят географическую проблему уникумов, аналогов и гомологов как оснований региональной типизации.
Понятие «хозяйство». Хозяйственная география
Мои размышления о хозяйстве, встретившись с «Философией хозяйства» о. С.Булгакова [8], обрели основания.
Хозяйство — зрелая форма организации жизнедеятельности [22]. Платон в «Пире» [27] рассматривал жизнедеятельностное пространство как три взаимопроникающих мира: мир идей, мир людей и совмещающе-разделяющий их мир вещей. Напряженный гуманизм этой схемы, подобно трагедиям Шекспира, порождает все новые и новые интерпретации и мутации. Если Гераклит утверждал непроницаемость для людей мира идей («эйдос» — атомов как монад этих «эйдос»), то Аристотель — во всем оппозиционер Платону — именно в этом вопросе солидаризировался со своим учителем, введя понятие «энтеллехия» как средство преодоления и прорыва людей в мир идей [4]. Гегелевская метафизика истории также трехпространственна [12]. Исторический мета процесс А. Вебера [9] трехпространствен (полипроцесс социальных мутаций — полипроцесс научно-технического прогресса — полипроцесс духовности и творчества). В отечественной методологической школе [38] мыследеятельность представлена трехслойно
(мышление — мысль — коммуникация — мыследействие). Наконец, в мистической традиции жизнедеятельность также трехпространственна [6]: мышление — желание — действие. Во всех этих схемах средний слой синергичен (со-творен, со-един).
Сохраняя это устойчивое представление о трехпространственности жизнедеятельностной организации, предложим свою содержательную версию, близкую к идеям методологической школы: мир идей — мир общений (коммуникаций) — мир действий.
В каждом из этих пространств формируется свой воспроизводственный цикл:
— в мире идей — церковь как некий круг (цирк) идей, объединяющий людей религиозно (религия — переобъединение людей в вере);
— в мире общений — община, круг (казацкий), арена (в эллинистических Афинах), мир, сход (в архаичной Греции [40] — комы и демы: протоэтносы, не отделяющие себя и свои имена от своей земли и культуры);
— в мире действий — цикл просьюминга (потребления), воспроизводственного процесса, выделенного О.Тоффлером [34] и наиболее ярко выраженного, по его мнению, именно в домашнем, семейном, натурализованном хозяйстве, но имеющего решающее значение для общества «третьей волны».
Проницаемость всех трех миров и, следовательно, связанность всех трех циклов обеспечиваются стержневым (осевым, сказали бы О. Шпенглер и И. Пригожин) циклом собственности, интерпретируемой в мире идей как право (именно поэтому право собственности священно, даже харизматично и осияно церковью, религией и верой); в мире коммуникаций — как ответственность (так понимал собственность Аристотель; разумеется, ответственность всегда конвенциональна, поскольку есть не только мера собственности по Аристотелю, но и предполагается дуальная рефлексивная пара вопросительности-ответственности А. Щюца: «для того, чтобы…» в проспекции — «потому что…» в ретроспекции); в мире действий — дело, бизнес, сопряженный в протестантской традиции (М. Лютер — Б. Франклин — М. Вебер) с идеей Beruf, с призванием.
По аналогии с герменевтическим кругом в циклах хозяйственных возникает индуктивный круг. Применительно к нашей ситуации индуктивный круг выглядит следующим образом: мы до того обнищали и лишены собственности, что ничего не желаем, и до того безвольны, что ничего не можем иметь. Одно из самых сильных впечатлений-потрясений было получено автором в разгар сенокосной поры в одном из вологодских совхозов: травы благодаря теплу и изобильным дождям вымахали необыкновенные, а все люди — в кабинетах и на других рабочих местах, если за таковые можно принять завалинки и перекурочные закуты, — обсуждают вопрос о повышении цен на комбикорма и необходимости в скором времени резать скотину (личную и совхозную). И при этом ни у кого не появляется даже оправданий всеобщего безделья.
Проблема индуктивного круга стала приобретать мистический характер. В сравнительной лингвистике школы Топорова — Вяч. Иванова — Седакова [33; 15; 31] понятие «нищий» близко к понятию «бедный», «убогий», «мертвый» и «голодный», он есть представитель «того света» на этом. Неожиданное обилие нищих и попрошайничающих в современных городах, особенно в крупных городах, есть ни много, ни мало как взыскание мертвых с живых накопившихся долгов, плата за то, что «тот свет» переполнен мертвецами, по большей части не упокоенными. Нищие тянут нас либо в нищету, либо на некий суд, либо, что наиболее вероятно, одновременно и туда и сюда.
Если оставить в стороне сюжет, связанный с разрушением хозяйственного круга и способом попадания в индуктивный круг нищеты и безделья, и вернуться к онтологической схеме хозяйства, то необходимо отметить географическую и деятельностную совместность различных хозяйств, невозможность их изолированного существования (разве что только в теоретических редукциях). В реальном географическом пространстве имеет место совместность владения и пользования теми или иными угодьями (лес, река, выгон и т.п.), совместный транспорт, совместное образование и т.д. При этом можно выделить два принципиально разных типа совместности:
первый строится на идее разделения труда и, следовательно, рыночной экономики (с присущей ей конкуренцией);
второй — на идее кооперации (кооперативной экономике [37]).
Всякое же внешнее регулирование, например государственное, приводит к деформации хозяйственных структур и связей, при этом всегда во благо этого внешнего и в урон собственно хозяйству. Именно поэтому региональная организация, независимо от того, является ли она по преимуществу рыночной или кооперативной, имеет антигосударственный или агосударственный характер.
Таким образом, онтологическая схема хозяйства обретает следующий вид (схема 1).
Схема «хозяйства и экономики» вытекает из предыдущей (см. схему 2).
Это представление о хозяйстве по-новому ставит вопрос о предмете географии. Речь идет вовсе не о смене объекта исследований (географической «моде» — на то географию производства, то населения и городов, то рекреационную и туризма, то культурную и прочие географии, где за сменой объекта стоят вообще-то неизменные и нерефлектируемые географами средства: ставнительно-описательные, картирования, районирования и т.п.), а о новом жанре географии — о новой парадигме и новом понятийно — категориальном строе как остове новой парадигмы.
Утверждается, что протогеографией нового жанра должна стать хозяйственная география как некий примат (примитив) будущего разворота будущей региональной географии.
Именно это место и эта роль хозяйственной географии обливает ее рефлексивность. При этом основной особенностью нашей ситуации является то, что если в сложившихся (в том числе и хозяйственно) сообществах эта рефлексия носит ретроспективный (исторический) характер, то для нас, уже проспективный теоретико-нормативный и понятийно-конструктивный. Одновременно с этим хозяйственная география ставится в один ряд с европейской географической мыслью, методологическую основу которой составляют работы герменевтов — культурологов Ю. Хабермаса [35], Х. Г. Гадамера [11] и М. Хайдеггера [36].
Это означает, что хозяйственная география по подходу — не исследовательская наука (собственно исследовать, если не считать некоторых порушенных структур хозяйства, нечего), а проектно-нормативная (по крайней мере, на первых порах своего становления). Данный подход невозможен без активного (по Р. Акоффу [1] — интерактивного) познания мира и самопознания.
Кроме того, подобный подход требует весьма сложного самоопределения как в реальных рамках действия и воздействия, так и в действительности духовно-идеального пространства, ноосферного самоопределения или (с достаточной долей синонимии) аксиологического (ценностного) самоопределения. Ситуация, с одной стороны, и онтология хозяйства, формируемая из идеального пространства, — с другой, требуют отказа от отстраненно-объективистского взгляда на вещи и оглашения собственной духовной позиции и причастности.
Необходимо отметить также, что региональный подход сопряжен с отказом от взгляда на региональных субъектов как на «население», «жителей» и как на объект изучения и исследования, что влечет за собой преобладание в ней (географии) герменевтических мотивов (в своеобразной нормативно-понятийной интерпретации) и гомилетики (убеждений и мотивирования действий). Хозяйственная география, следовательно, по необходимости политическая, социо-культурная дисциплина, погруженная в глубины и пучины социума.
Разумеется, новый подход и новая парадигма выдвигают требования на оснащение новыми методами и средствами, прежде всего герменевтическими и гомелетическими. К последним относятся средства социального и организационного проектирования: имитационные, деловые, ролевые, ситуационные, органинизационно-деятельностные игры. В герменевтическом плане необходимо помимо понятия «хозяйства» и родственных ему, разработка нескольких пакетов понятий:
— человек, жизнь, здоровье, средства;
— предприятие и предпринимательство;
— рынок (и его институции: банк, биржа и т.п.), кооперация, экономика;
— транспорт, торговля, обмен, коммерция;
— город как региональное образование.
В заключение, по-видимому, необходимо сослаться на собственный (пусть и весьма тощий) багаж и опыт региональных разработок, ибо теоретическая работа, не реализуемая в конкретных действиях, рискует остаться и не фальсифицированной и не верифицированной (опровергнутой или подтвержденной на достоверность), а быть, по К. Попперу [30], существовать на уровне домыслов.
Здесь уместно сослаться на уже состоявшиеся, проходящие или разворачиваемые разработки:
— перспектива развития порта Усть — Дунайск в рекреационно-хозяйсвенном комплексе дельты, (региональная программа) (Союз морниипроект, 1988-1989);
— исторический очерк и предложения по современной организации городского самоуправления в Москве (Центр региональных исследований ВНИИСИ АН СССР, 1989);
— методология и практическая организация социально-экономического мониторинга в районе Катунской ГЭС («Наука», 1990-1991);
— уклады хозяйства и жизнедеятельности основных конфессий в Горном Алтае («We Answer», 1992);
- оценка ресурсов и резервов, жизнедеятельности, прогноз и предложения по жизнеобеспечению в долине реки Терменьга в Верховажье («We Answer», 1991-1992).
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985.
- Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. — Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
- Аристотель. Политика. — Соч. в 4-х тт. Т. 4. М., 1984.
- Аристотель. Большая этика. — Соч. в 4-х тт. Т. 4, М., 1984.
- Баранский Н.Н. Экономическая география СССР. Обзор по областям Госплана М.-Л., 1926.
- Безант А., Что такое география. — «АУМ», Нью-Йорк- Москва, 1990, № 1.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские раздумья о жизненных проблемах). — Этическая мысль. Научно-публицистические чтения 1990. М., 1990.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.,
- Вебер А. Теория размещения промышленности. М., 1926.
- Вебер А. Протестантская этика и дух капитализма. — Избр. соч. М.,
- Гадамер Х. Г. Истина и метод. М.,
- Гегель Г.В.Х. Наука логики. В 3-х тт. М.,
- Географические границы. Сб. статей под ред. Б.Б.Родомана и Б.М.Эккеля. М., 1982.
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. — Соч. в 10-ти тт. Т. 9-10. М.,
- Иванов В.В. Реконструкция структуры, символики и семантики индоевропейского погребального обряда. — Исследования в области балто-славянской духовной культуры. М., 1990. f
- Колосовский Н.Н. Производственно-территориальное сочетание (комплекс) в советской экономической географии. — Вопросы географии, 1947, № 6.
- Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. М., 1958.
- Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М., 1969.
- Крижановский Г.М. Пять лет борьбы за план. — Соч. Т. М.-Л., 1934.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
- Леш А. Географическое размещение хозяйства. М.,
- Левинтов А.Е. Жизнедеятельность и хозяйство. Принципиальные методологические схемы (В печати).
- Макиавелли. Государь. — Избр. соч. М., 1982.
- Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., 1975.
- Ницше Ф. Автобиография (Esse homo). — Избр. соч. в 2-х тт. М., 1990.
- Платон. Государство. — Соч. в 3-х тт. Т. 3, ч. 1. М., 1971.
- Платон. Пир. — Соч. в 3-х тт. Т. 2. М., 1970.
- Платон. Политик. — Соч. в 3-х тт. Т. 3, ч. 2. М., 1972.
- Плесснер X. Ступени органического и человек. — Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
- Пошер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
- Седакова 0.А.. Тема «доли» в погребальном обряде. — Исследования в области балто-славянской культуры. М., 1990.
- Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве. — Соч. в 2-х тт. Т. М., 1979.
- Топоров В.Н. Заметка о двух индоевропейских глаголах умирания. — Исследования в области балто-славянской духовной культуры. М., 1990.
- Тоффлер О. Прогнозы и предпосылки. — Социологические исследования, 1987, №5.
- Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. — Вопросы философии, 1989, № 2.
- Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. — Вопросы философии, 1989, № 9.
- Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. М., 1989.
- Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл, содержание. — Системные исследования. Ежегодник 1986. М., 1987.
- Щюц А. Структуры повседневного мышления. — Социологические исследования, 1988, № 2.
- Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.