Серия исследований и разработок по проблемам высшего архитектурного образования, выполнявшихся по заказу Минвуза УССР [3], выявила необходимость формирования такого мыслительного пространства, в рамках которого можно было бы ставить проблемы назначения и функций профессионально-практической подготовки архитекторов. Выявилась нужда в идеальных объектах, в средствах построения такой теоретической действительности, в которой практическая подготовка не полагалась бы заданной с самого начала в силу очевидности своего существования, а формировалась в ходе развертывания каких-то более сложных систем деятельности. Было также показано, что такая работа не может ограничиться только рамками архитектурного образования, а должна учитывать, по меньшей мере, все высшее образование и систему его внешних связей с теми областями деятельности, для которых высшее образование готовит специалистов, и, возможно, еще с какими-то другими областями.
Была сделана попытка наметить схему построения идеального объекта, на развертывании которого затем будет вводиться профессионально-практическая подготовка со всеми ее функциями. Работа по построению такого идеального объекта и дальнейшее его развертывание преследуют двоякую цель: это необходимо, во-первых, для исследования существующей ситуации в высшем образовании и, во-вторых, для прожективного задания перспективных состояний системы «вуз-производство». Были намечены общий ход данного мыслительного движения и те основные конструктивные узлы и проблемы, которые появляются на этом пути. Еще одна цель — включить в обсуждение конкретный материал развития и функционирования различных областей высшего образования. Этот материал взят главным образом из истории развития профессиональной деятельности архитектора и анализа различных вариантов ее социопроизводственной и социокультурной организации.
Статья состоит из четырех разделов. В первом сделана попытка выйти на проблемы построения идеального объекта, отталкиваясь от некоторых стихийно сложившихся в педагогике высшей школы способов рассуждения. Во втором — задана теоретическая действительность, в которой, как нам кажется, имеет смысл обсуждать вопрос о характере взаимосвязей, существующих между производственной сферой и системой высшего образования. В третьем разделе — намечен путь развертывания идеального объекта в сокращенном варианте восхождения от абстрактного к конкретному — псевдогенетическом восхождении. Наконец, в последнем разделе — суммированы отмеченные по ходу изложения проблемы и задан один из предположительных перспективных вариантов встраивания практической подготовки в структуру высшего архитектурного образования.
- Начнем со схематизации современной вузовской технологии подготовки специалистов.
Схема (см. рис.) включает изображение «педагогического конвейера», в который попадают будущие выпускники высшей школы, и тех производственных позиций, которые занимают у этого «конвейера» функционеры самой высшей школы. Задача данной схемы — представить ту деятельностную ситуацию, в которой возникает разговор о связи вуза и производства, и схематизировать эту ситуацию в том максимальном раскрытии, в каком она дана непосредственным участникам педагогического процесса. Важно показать, что проблема «модели специалиста» так, как она сегодня зачастую ставится, является отражением чисто технологических организационных трудностей в функционировании механизма самой высшей школы и никак не связана с реалиями взаимодействия между высшей школой и производством.
Итак, на ленту «педагогического конвейера» попадает человек, которого надо обучить, и это — самая первая и непосредственная реальность для каждого работника высшей школы. Процесс подготовки видится здесь так, будто обучаемому нечто постоянно добавляется в его индивидуальный тезаурус, и с этим непрерывно разрастающимся багажом он движется до конца обучения, когда уже «готовый», «наполненный» специалист соскакивает с «ленты конвейера» и попадает в производство (ср.[2, с.44]).
Обучение организовано предметно, и содержательно деятельности разных преподавателей друг с другом не связаны. Единственная проблема, которая возникает в их взаимоотношениях, — это споры относительно размера отведенного каждому из них участка у «конвейерной ленты»: чем длиннее участок «конвейера», отведенный данному функционеру, тем, следовательно, важнее и значимее предмет, тем шире и благодатнее экологическая ниша, занимаемая им, — многочисленнее кафедра, больше ее социальный вес и т.д. Каждый из представленных на схеме педагогов-предметников стремится максимально расширить свой участок. Это всегда ясно видно на разного рода совещаниях вузовских работников. Абсолютное большинство выступающих видят разрешение проблем подготовки по своему предмету в увеличении ее продолжительности.
Для того чтобы эти противоборствующие «эгоизмы» определенным образом примирить, появляется фигура организатора учебного процесса, который осуществляет деление участков у «конвейера» между всеми заинтересованными позиционерами. В его арсенале есть такие приемы, как удлинение «ленты конвейера», исключение части дисциплин или напротив, «ужатие» существующих в результате введения новых и т.п. Эта организационная деятельность, если достаточно долго наблюдать ее со стороны, выглядит как пульсация: на одном этапе кому-то становится чуть-чуть лучше, просторнее, другому — чуть-чуть хуже, теснее; на следующем этапе — наоборот, и так снова и снова.
В качестве средства этой деятельности организаторам необходим учебный план. Учебный план — это как раз то, что соорганизует размеры всех участков у «конвейера». Состав дисциплин при этом не обсуждается, он просто берется в соответствии с предшествующим состоянием (изъятие или добавление отдельных предметов только подтверждает это правило, ибо делаются в сложившейся системе без рефлексии оснований, на которых она построена). Но так как в учебном плане заключено благополучие всей педагогической когорты, то он постоянно служит предметом обсуждения и критики. Поэтому появляется задача обоснования учебного плана, придания ему научного авторитета, с тем чтобы снять с организатора ответственность за его волюнтаристские решения, принимаемые им исходя из очередных изменений равнодействующих сил специалистов-предметников, которые давят на него со всех сторон.
В связи с этим в схему вводятся новые позиции. Это, во-первых, методист, который конструирует учебные планы и имеет перечень и повременную раскладку учебных предметов. Для составления учебного плана методист должен задать определенные приоритеты в соотношении учебных предметов, чтобы обосновать проводимые им добавления и изъятия. Именно методисту в качестве особого средства нужна «модель специалиста». Ее разрабатывает позиционер, условно поименованный на схеме теоретиком высшей школы. Так называемая «модель специалиста» есть не что иное, как сводная таблица требуемых от специалиста знаний и навыков, т.е. попросту говоря, иная форма учебного плана.
Производитель «модели специалиста» очень напоминает теоретика по способу работы: действительность высшего образования, как она представлена в его теоретическом подходе, берется в качестве чистого «объекта созерцания»; затем на основании теоретических допущений, принятых в этом подходе, эта действительность расчленяется так, чтобы в результате получилось теоретическое обоснование, т.е. по возможности логически не противоречивая конструкция, связывающая некоторые известные факты с тем или иным направлением педагогической политики. Как источники для построения обоснований могут привлекаться самые разные смысловые ряды, друг с другом и с простой внутренней механикой высшей школы не связанные или связанные факультативно. Функция всей этой деятельности состоит в том, чтобы подтвердить от имени науки авторитет учебного плана.
Итак, проблема «модели специалиста» и проблема отношений вуза и производства, поскольку последняя обсуждается в связи с первой, порождаются только внутренними организационными пороками общепринятой технологии педагогического производства. Даже в тех редких случаях, когда построение или переделка таких моделей является реакцией высшей школы на критику со стороны производства, система высшего образования попросту использует сложившуюся ситуацию как дополнительный случай для разрешения своих собственных коммунальных трудностей.
Заметим, что приведенная схема пока никак не специфицирует изображенный на ней процесс в качестве процесса именно высшего образования. В ней нет ничего, что, скажем, отличало бы ее от схемы подготовки учащихся в средней школе. Из нее нельзя, кстати, понять и то, почему и как вуз должен ориентироваться на производство.
Следовательно, деятельность теоретика, формирующего «модель специалиста», не только не вносит ничего нового в способ связи высшей школы и производства, но исходя из этой позиции в принципе невозможно осмыслить природу этой взаимосвязи, поскольку эта позиция является служебной по отношению к «педагогическому конвейеру». Чтобы разговор о связи между системами обучения и производства мог стать осмысленным, необходима какая-то иная, принципиально внешняя по отношению к изображенной здесь действительности исследовательская позиция с ее понятиями и идеальными объектами.
- Исходным представлением для построения идеального объекта, отображающего в мысли содержания, относящиеся к взаимодействиям между вузом и производством, для нас является представление всего универсума деятельности как системы «производство — потребление». Это такая система, в которой все, что производится, то и потребляется. Производиться же и потребляться может все то, что составляет наполнение деятельностного универсума, в том числе, конечно, и сама деятельность. Рассуждать так нам позволяет то обстоятельство, что в нынешней организации сфер деятельности система «производство — потребление», воспроизводясь, воспроизводит все остальные системы деятельности.[2] Поэтому самый распространенный ныне, в особенности в нашей стране, подход к любой системе деятельности как к производственной.
Но в схеме, где система «производство — потребление» представляет собой полностью замкнутый цикл, нельзя изобразить развитие. Чтобы ввести момент развития, нужна другая система, которая производила бы возмущающие воздействия на систему «производства — потребления». Поскольку же эта новая система получается как результат развертывания нашего исходного изображения, то и сама она по материалу должна быть системой «производство — потребление». Такую систему, которая производит одни и только возмущающие воздействия, будем условно именовать «клубом». Таково исходное расчленение, на котором строится наш идеальный объект.
Возмущения, производимые клубом, потребляются производством, и это взаимодействие выступает как развитие производства; а как развитие клуба должно рассматриваться как потребление клубом того, что произведено производством, но не попало в замкнутый цикл «производства-потребления». Действительно, как только появляются возмущающие воздействия, в замкнутой системе производства-потребления что-то начинает рассогласовываться, и появляется нечто такое, что в ней уже не потребляется, т.е. выпадает за ее пределы.
Но поскольку новая, усложненная система и на следующем шаге развертывания должна, по исходному определению, остаться системой «производство-потребление», то вовсе пропасть эти «излишки» не должны — они должны употребиться системой клуба. За счет такой ассимиляции идет развитие клуба; можно сказать, что в этом последнем случае система «производства-потребления» производит разрывы в деятельности системы «клуб». (Кроме того, клуб, продуцируя разрывы и возмущения, обладает еще и способностью к саморазвитию, способностью, которой не обладает производство, потому что, когда оно производит и потребляет само по себе, то просто функционирует.)
Клуб и производство — системы деятельности и как таковые в совокупности обладают способностью к развитию и воспроизводству. Следовательно, в них должны быть деятельности, производящие деятельности. В представленном таким образом универсуме деятельности могут производиться и потребляться деятельности чисто клубные, чисто производственные и, кроме того, также деятельности клубно-производственные, т.е. способные к саморазвитию.
Мы полагаем, что производство таких клубно-производственных деятельностей является назначением системы высшего образования. Каждую из них можно представить как состоящую из двух половин, одна из которых — клуб, другая — производство; их системное единство далее будем именовать сферой. Надо особо подчеркнуть, что в реально существующих системах деятельности провести разделение на «клубные» и «производственные» части совсем непросто, если вообще возможно. «Клуб» и «производство», таким образом, суть особые абстракции, снимающие как бы разные проекции с одной и той же реальной системы деятельности.
Итак, с точки зрения введенных различений обособленная профессиональная сфера — это клубно-производственная деятельность, способная к саморазвитию, введем, кроме того, представления о «большом клубе» и «большом производстве». «Большим клубом» будем называть всю клубную составляющую универсума деятельности, а «большим производством» — производственную деятельность, не получившую сферной организации. Клубные и производственные половинки отдельных малых сфер «вкладываются» соответственно в системы «большого клуба» и «большого производства».
Исходя из клубно-производственного представления деятельности можно обсуждать проблемы сосуществования и пересечения сфер. В 1976 г на совещании «Системная организация сферы деятельности» в Подольске А.Раппапорт рисовал профессионала как существующего на пересечении разных сфер деятельности. Отправляясь от этой схемы А.Раппапорта, можно представить пересечение сфер как такое функционирование деятелей в разных сферах, когда отдельный персонаж одновременно является «производственником» для одной сферы и «клубменом» — для другой. При этом он сохраняет единство своей деятельности, которая выступает сразу в двух функциях. Так, многолетняя деятельность психолога Н.Нечаева на факультете повышения квалификации преподавателей в Московском архитектурном институте, снискавшая ему широкую популярность в архитектурных вузах по всему Союзу, была для психологии деятельностью производственной, так как он, как психолог, стремился производить свои теоретические продукты по нормам, принятым в психологической науке. В тоже время в силу занимаемого функционального места в сфере архитектуры он принадлежал к элите ее профессионального клуба, поскольку, не будучи связан нормами профессионально-архитектурной деятельности, был свободен производить весьма эффективные возмущающие воздействия на умы профессионалов.
Нередки такие двойные существования в рамках одной профессиональной сферы, когда деятель занимает институализированную сдвоенную позицию (клубно-производственную), и такие, как например творческий идеал В.Глазычева, явленный деятелем-«кентавром», персонально соединяющим проектную, теоретическую и другие деятельности. Возможны, очевидно, и варианты чисто клубного (поликлубного) функционирования, когда человек действует на таком сложном пересечении разных профессиональных клубов, что утрачивает связь со всяким производством и превращается в чистого клубмена. (С определенной точки зрения деятельность методолога, во всяком случае при отсутствии в обществе институализированной методологии, может выглядеть как чисто клубная деятельность.)
Клубно-производственное разделение позволяет наметить эволюционную картину порождения новых сфер. Если в универсуме есть система большого клуба и какие-то уже сложившиеся сферные образования, то в ней время от времени за счет возмущающих воздействий производства складываются относительно устойчивые «вихри», «спиральные туманности», которые можно соотнести, например, с эмпирически наблюдаемыми общественными или интеллектуальными движениями, авангардными научными подходами и т.п. Движения эти какое-то время пребывают в пространстве клуба, поддерживаемые его токами, а затем начинают постепенно опускаться в производство для того, чтобы обеспечить себя материалом, необходимым для дальнейшего функционирования. «Обволакиваясь» материалом производства и обретая свои области потребления, они образуют новые сферы деятельности со сферно оформленным производством, и профессиональным клубом. Как подобное «утопание» культурного движения в производстве можно, например, представить процесс формирования в XX в. сферы дизайна.
Чтобы воспроизвести в нашем рассуждении внешние связи, конституирующие структуру высшего образования, и строение материала, из которого оно формируется, а затем совместить их, задав тем самым морфологическую картину высшего образования, введем систему высшего образования, связав ее со сложением сферной, т.е. клубно-производственной организацией деятельности. По логике псевдогенетического исследования для этого необходимо реконструировать причины и механизмы, которые обусловливали бы необходимость их совместного появления в истории. Совместного, потому что если нет системы профессионального высшего образования, то, по нашему определению, не может быть и профессиональной сферы, поскольку ее нечему (вос)производить. Они могут формироваться только вместе.
- Здесь мы переходим к материалу истории архитектуры и архитектурного проектирования, полагая при этом, что проведенный генезис сохраняет свою силу и для любой другой предметной сферы, естественно, с поправкой на иную профессиональную специфику. История трактуется псевдогенетически, а реально происходившие исторические изменения представляются как необходимые результаты работы тех механизмов, которые (ре)конструируются в ходе развертывания исходных схем. Первый вопрос, на который должно здесь ответить, это момент появления сферной организации деятельности, с одной стороны, и системы высшего профессионального образования — с другой. Этот вопрос должен, по-видимому, решаться отдельно для каждой из профессиональных подсистем высшего образования и на конкретном историческом материале той или иной предметной области, что даст в результате хорошее, т.е. исторически фундированное, а потому функционально применимое, знание о структуре данной области образования. Для того чтобы указать на интересующий нас момент в развитии архитектурной деятельности, рассмотрим несколько временных переходов.
Возьмем нижний предел, до которого заведомо не существовало интересующего нас явления, т.е. высшего архитектурного образования или чего-то подобного, затем верхний предел, после которого это явление уже определенно существовало, и постараемся реконструировать процесс, который происходил между этими двумя хронологическими точками. Сначала надо сформировать исходную модель, зародыш, «клеточку» такой связки архитектурной практики и высшего архитектурного образования, которая затем, при поэтапном развертывании, даст модель нынешней системы архитектурной деятельности и ее высшей школы.
За нижний предел в рассматриваемом историческом процессе можно принять начало XIII в. Верхний предел, начиная с которого можно считать, что интересующее нас явление уже стало, это примерно середина XVII в. Охарактеризуем, пусть самым грубым образом, ситуацию до и после. Если мы стараемся отыскать в истории систему высшего образования как машину, производящую клубно-производственную сферу, то необходимо, во-первых, внимательно проанализировать все исторически бывшие формы клубной, или по крайней мере непроизводственной, деятельности и отыскать среди них особые профессионально-архитектурные формы; во-вторых, следует заняться всеми формами образования и организационными формами самого производства, в данном случае архитектурного.
Средневековое крупное (архитектурно-)строительное производство было организовано ремесленным способом: сначала в монастырях, потом в цеховых объединениях. Функции управления были приданы самой производственной системе, были не разделимы с нею. Не только функциональные места отдельных индивидов в этой системе закреплялись по производимому продукту, но средневековый ремесленник и как личность в течении всей своей жизни был жестко привязан к тому продукту, который он производил, и к той ступеньке социопроизводственной лестницы, которую он в соответствии с этим занимает. Клубная деятельность была сведена к минимуму, что достигалось не только предельно жесткой регламентацией всех форм социального поведения — от строгих форм этикета вплоть до мельчайших деталей одежды, устройства жилища и т.п., но и установлением единообразных форм мышления, задаваемых религиозным культом. Известно, например, что в средневековом Китае для представителей разных сословий и имущественных групп строго регламентировались цвет платья, ширина и цвет каймы на нем, форма головного убора, цвет и размер черепицы, высота притолоки, цвет дверей в домах и многое другое. В европейских странах подобная регламентация была лишь немногим менее мелочной.
Казалось бы, при таком жестком контроле за всеми формами поведения большой клуб перестает существовать. Но функционирование большого клуба все же происходит и здесь благодаря особым компенсаторным механизмам, например, существованию карнавальных форм жизни, многочисленных праздников, вырывающих людей из обыденности, как бы выворачивающих ее наизнанку. По свидетельству М.Бахтина, города позднего средневековья жили карнавальной жизнью до трех месяцев в году, а иногда и больше [1].
Средневековые формы обучения ремеслу представляли собой простые способы обучения живым показом, действенность которых обеспечивалась строгой социальной регламентацией института ученичества. Характерной чертой ремесленного обучения была передача ремесел по наследству, т.е. неразрывная, пожизненная связь ремесла и конкретной личности. Здесь надо еще отметить установку на сохранение культуры как общую характеристику средневекового производства в отличие от ренессансной установки на разрушение старой культуры. Средневековому мастеру, как известно, была присуща ориентация на возможно более совершенное и часто анонимное воспроизведение традиционного образца, а вовсе не на индивидуальное новаторство.
Рассмотрим теперь ситуацию XVII века. Прежде всего следует выделить формирование нового, организационно обособленного профессионального обучения. В архитектуре это было ознаменовано созданием во Франции королевской Академии архитектуры, преподавателям которой было высочайше запрещено проектировать и строить. Они могли только обучать и теоретизировать; им вменялось выявлять «вечные» законы архитектуры и приобщать к ним новых адептов профессии. (Кстати, уже тогда появился и своего рода прообраз современной ознакомительно-обмерной практики: академия посылала своих лучших воспитанников за счет казны на несколько лет в Рим для изучения античных древностей.)
В клубной деятельности отмирает карнавал, но зато появляется ясно выраженная область профессионального клуба. Свидетельства этого борьба разных архитектурных школ и направлений (например, барокко и классицизма), архитектурные трактаты, т.е. такие формы общения, которые не являются собственно производственными, но направлены на производство и существуют хотя и вне, но ради него. Этот профессиональный клуб связан с большим клубом и составляет его часть, что четко проявляется, например, в архитектуре Германии второй половины XVII — начала XIIIв. области Германии, тяготевшие к абсолютистской Франции, восприняли как основное направление архитектуры классицизм, а та часть страны, которая находилась под влиянием католического Рима, — к барокко. Поэтому Северная Германия застраивалась преимущественно классицистическими ансамблями, а на юге сформировалось так называемое баварское рококо.
С точки зрения организации производства архитектура XVII в. представляет собой по преимуществу производство проектов. Это производство отделилось от большого производства (в том числе от строительства) и выделилось в самостоятельную область, отличающуюся собственным типом средств: для нее характерна работа со знаковыми моделями, прежние продукты архитектурно-строительного дела — постройки — производятся пусть и в сопряженной, но в другой области производственной деятельности. Проект становится главным итогом деятельности архитектора, более того, проект обретает статус культурной ценности независимо от того, реализован он или нет. Таковы, например, проекты идеальных городов, проекты утопий и т.п. Начиная с эпохи Возрождения гравюры, представляющие неосуществленные проекты, расходятся по Европе во множестве экземпляров наряду с видами знаменитых построек и древних памятников, влияя на фантазию архитекторов и их постройки в странах, отдаленных иногда на тысячи километров (см. напр. [12]). Проект функционирует в культуре и деятельности совершенно по другим законам, нежели продукты прежнего ремесленного производства.
Рассмотрим теперь процесс, который привел к институализации высшего образования в архитектуре и сложению клубно-производственной, т.е. сферной, организации.
Середина временного промежутка между заданными нами точками приходится примерно на начало эпохи Возрождения, крупнейшего, по Энгельсу, «прогрессивного переворота из всех пережитых до этого времени человечеством». Одним из важнейших происшедших тогда сдвигов явился _ исторический поворот к сферной организации, или, что то же самое, к профессионализации некоторых видов человеческой деятельности.
С развитием рынка в Европе возникает новая ситуация, когда во многих областях производства складываются разного рода обмены, в первую очередь между однотипными или взаимосвязанными деятельностями в разных географических регионах. Отдельные люди, далеко не только торговцы, но и ремесленники, представители нарождающейся интеллигенции, подхваченные набирающим силу развитием торговли, срываются со своих мест в производственных структурах, отрываются от своих цехов и приходов и постепенно вовлекаются в складывающийся процесс внутриевропейского торгового, технического и культурного общения. Французский зодчий эпохи Зрелой Готики (XIII в.) Виллар д’Онекур, путешествуя по Европе и изучая особенности разных архитектурных школ, посвящает свой путевой блокнот с зарисовками и описаниями увиденного и изученного не только своему сыну-зодчему, но и всем поклонникам архитектуры, соединяя таким образом с функцией профессионального обучения функцию клубного общения.
Начиная с XV в. в европейской культуре Нового времени начинается процесс формирования предметных сфер деятельности. Это можно представить примерно следующим образом. С одной стороны, где-то рядом с ремесленным производством растет «кипящий слой» личностей, вырвавшихся из структур традиционной организации и осознавших свою самость и отдельность. С другой, у единственной пока сферно оформленной деятельности — церкви — в производственной, так сказать, ее части формируется очень развитая система делопроизводства, требующая множества клерков разного уровня; ее растущие потребности становится невозможно удовлетворить только за счет клира. В результате в аппарат церкви попадают многие миряне, с том числе гуманисты, например, Пико делла Мирандола. Можно считать, что именно гуманистическое движение явилось первоосновой новоевропейских предметных сфер. Для этого периода характерно интенсивное развитие в разных областях деятельности систем логико-семиотического обеспечения — логического вывода, чертежа, математических исчислений. Проектирование, в первую очередь градостроительное, возникает как органическая часть этого процесса. Будучи деятельностью развивающей, в принципе ориентированной на порождение нового, проектирование втягивает в практику деятельности ценности развития и исторический тип рефлексии.
Вернемся к тем трансформациям, которые на этом историческом переходе претерпевает обучение архитекторов. Поскольку для любого нового профессионализма в эту эпоху общей основой является овладение оперативными системами, принятыми в профессиональном сообществе, а также соблюдение определенных личностных стандартов, то первый этап подготовки профессионала становится более или менее единообразным, и в отличие от средневековья профессионально никак не ориентированным. На этой основе могут разыгрываться различные варианты личной истории, что необходимо именно для личности ренессансного типа, свободной в созидании своей жизненной истории.
Следующий этап подготовки — это предметно-практическое обучение у мастера, но мастера нового типа. Архитектор более не учится зодчеству непосредственно на стройке, а овладевает двумя взаимосвязанными, но разными группами умений: проектным делом и руководством строительными работами. Это обучение опирается на ранее полученные знания и представления, усвоенные на первом — допрофессиональном этапе обучения. Наконец, после окончания обучения архитектор, как правило, покидает мастера и в отличие от средневековья оказывается свободным также и по отношению к учителю. Известно, например, что начиная с эпохи Возрождения, архитекторы и художники зачастую учились последовательно у нескольких мастеров. Здесь уже можно угадать прообраз нынешнего высшего образования.
Высшее образование, выделившись в особый этап подготовки, соединило в себе часть содержания прежней практической подготовки ремесленника с овладением оперативными системами и предметными знаниями, необходимыми для работы будущего профессионала. Архитектурная школа (и это хорошо видно на примере французской Академии архитектуры XVII в.) втягивала из быстро развивавшихся естественных и технических наук все то, что могло быть полезно при создании проектов и возведении сооружений. В процессе обучения надо было усвоить «наиболее истинные и точные правила архитектуры» и научиться применять их при создании проектов любых типов архитектурных сооружений. Кроме того, серьезное внимание уделялось «преподаванию других наук, которые абсолютно необходимы архитектору, как то: геометрии, арифметики, механики, законам так называемых движущих сил, гидравлики, трактующей о движении воды, гномоники, т.е. искусства делать солнечные квадранты, военной архитектуры и фортификации, каменотесных работ и различных разделов математики, основные из которых уже объяснены в трактатах, написанных на эти темы» [2]. Важно отметить, что обособление высшего образования и сложение его собственных технологических форм стало мощным двигателем формирования технических и естественнонаучных предметов. Технологизация и предметное оформление профессиональной подготовки сыграли решающую роль в формировании технологических схем начального и среднего образования, которые складывались одновременно с высшей школой как необходимые для нее предварительные ступени.
Итак, на начальных стадиях своего развития высшее образование предполагало обязательную доподготовку профессионала в условиях реального производства. И никого не смущало, что эта доподготовка может быть весьма длительной. С течением времени, однако, все более жестко специализировавшееся производство стало требовать для себя специалистов максимально возможной степени готовности. Пришлось этап доподготовки полностью или частично переносить внутрь высшего образования. Так появился институт производственной практики. Сегодня продолжающаяся специализация, с одной стороны, практически обессмыслила прежние формы производственной практики, а с другой — чрезвычайно затруднила эту архаическую доподготовку на производстве. Возникла ситуация разрыва в функционировании привычной технологии подготовки, следствием которого должно бы стать осознание необходимости радикальных перемен в технологической схеме образования.
Вернемся к генезису высшей школы. В эпоху Возрождения уже существовал большой клуб (теолого-философский, политико-правовой), который, как уже говорилось, был одновременно профессиональным клубом для таких областей деятельности, как политика, церковь, юриспруденция. В тех областях деятельности, которые в этот период складывались как сферы, формировались свои предметы и основанные на них предметные формы обучения. Известно, что нужда в высшем (университетском) образовании появилась в первую очередь в тех областях деятельности, которые (например, право или медицина) не имеют вещественных продуктов. Медицинские факультеты появились в европейских университетах сразу вслед за богословскими и юридическими.
Что же происходило в архитектуре? Леон Баттиста Альберта (1404-1472) — личность и архитектор нового типа, получивший не только профессиональную архитектурную подготовку, но до нее еще и университетское образование, заимствовал основной корпус норм и способов профессиональной работы из ремесленного архитектурно-строительного производства. Но помимо этого он воспринял и использовал логическую культуру и оперативные системы деятельности, бытовавшие в тогдашнем большом клубе. Происхождение логико-теоретического арсенала Альберти иное, чем происхождение предметно-практической организации его архитектурной деятельности. Продукты его труда, в частности знаменитые «Десять книг об архитектуре», суть зачатки профессионально-клубной работы. Пришедшие из сферы клуба оперативные системы переходят в архитектурное производство, трансформируя его, и в этом процессе появляются прообразы клубно-производственной организации деятельности, формируются новые производства и профессиональный клуб.
На пути историко-генетического исследования конкретной производственной сферы возникают проблемы анализа процессов формирования внешних связей профессионального клуба в системе большого клуба и соответственно малого производства — в большом; далее должна быть воспроизведена структура материала, слагающего сферу, т.е. связи между малым клубом и малым производством; затем следуют структурирование внешними связями внутреннего наполнения сферы и морфологическое описание системы высшего образования.
Далее должен последовать анализ роли инженерии и технологических форм организации деятельности в складывании системы высшего архитектурного образования. Технологии выступают в данном случае как практико-производственные содержания деятельности, которым придана логическая форма учебных предметов. Не подлежит сомнению, что развертывание процессов технологизации в различных областях деятельности было тесно связано с трансляцией профессионализма через систему высшего образования.
Когда высшая школа отработала способы формирования технических дисциплин (что было сделано в первую очередь исходя из требований организации учебного процесса), стало возможным дробить предметные содержания и обеспечивать все более узкую специализацию подготовки. Подготовленные выпускники выступили в сфере производства носителями новой формы организации, именно технологической организации. Попадая в производство, они формировали технологическую деятельность, которая затем все более дробно членила производственные процессы на технологические части, или отрезки, что оказалось весьма продуктивным для ускорения развития производства и втягивания в него научных исследований. Параллельно этому перестраивался профессиональный клуб. Все вместе стало, по-видимому, одним из деятельностных механизмов первой промышленной революции.
В самом деле, эта революция должна была быть произведена, изготовлена там, где «делали деятельность». Она должна была быть изготовлена той же машиной, которая произвела несколько ранее сами предметные сферы. Но затем процесс мультипликации специальностей из системы высшего образования переносится в производство, и производство тоже начинает дробиться, причем настолько быстро и интенсивно, что за этим не успевает высшая школа. Ведь ее развитие тормозится тем, что как бы перпендикулярно разным профессиональным сферам складываются новое единое производство и новый единый профессиональный клуб высшей школы. Они приобретают свое собственное движение и, естественно, определенную инерцию по отношению к развитию большого производства. Но каждая отдельная производственная сфера, тем не менее, связана со «своей» высшей школой традиционным профессиональным клубом, так как клуб каждой профессиональной сферы и клуб соответствующих педагогов-предметников — почти всегда единый клуб.
Это можно проследить на примере архитектурного образования: педагоги-архитекторы, как правило, являются активными клубменами (теоретиками, «писателями об архитектуре», функционерами творческих союзов и т.д.). Благодаря этой общности профессиональных клубов начинаются обратный (вторичный) перенос технологических форм из производства в высшую школу и дробление системы профессионального образования. Этот процесс, типичный для большинства инженерных школ долго не проявлялся в традиционно едином архитектурном образовании, но в 60-е годы настиг и его.
Как следствие этого процесса возникает своего рода «абсурд специализации»: специализация не может идти бесконечно, иначе система образования стает более громоздкой и сложной, чем обслуживаемое ею производство, и специальная школа в итоге потребуется для производства каждого отдельного специалиста. Поэтому на каком-то этапе процесс дробления специальностей в системе образования прекращается, зато начинаются бесконечные рекламации со стороны производства, потому что выпускаемые специалисты не отвечают существующим в нем технологическим раскладкам деятельности. Попадая в производство безадресно, выпускники высшей школы испытывают профессиональную неудовлетворенность; саму производственную систему начинает лихорадить, функционирование высшей школы и производства все больше рассогласовывается.
Рассмотрим теперь клубно-производственную структуру самого высшего образования в условиях специализации. Профессиональный клуб и соответствующая ему область производства, существовавшие на предшествующем специализации этапе развития, сохраняются теперь уже только как воспоминания или как ритуальные атавизмы. Эти воспоминания поддерживаются в сфере высшего образования благодаря постоянному воспроизводству реликтовых форм обучения, ориентированных на прежнюю, распавшуюся ныне клубно-производственную систему. На самом деле в современном производстве существует целый ряд технологизированных областей деятельности, которые вовсе лишены развивающих клубных надстроек. Такие надстройки, естественно, т.е. медленно, возникающие и медленно действующие, этим быстро живущим областям деятельности более не нужны. Эти области создаются и развиваются за счет других, более действенных искусственных механизмов — деятельностей исследования, организации, управления и др. Над ними появляются какие-то довольно странные, но никак не клубные образования; это, по-видимому, методические надстройки.
Развивающую функцию клуба, в этой системе, вероятно, должна заместить методологическая деятельность. Но профессиональная методологическая работа в сфере архитектуры пока не сформирована (правда, она «хочет» сформироваться: архитекторы, начиная с середины XIX в., уже больше не теоретизируют, а методологизируют; деятельность Г.Земпера, У.Морриса, Г.Мутезиуса, Л.Салливена, Х.Ван де Вельде, и далее М.Гинзбурга, В.Гропиуса и др. это по типу деятельность методологическая, так как обращена она на средства и методы работы, а не на объект).
Итак, поскольку профессиональная методология находится в стадии формирования и пока не выступает как социально оформленное целое, ее место занимает усеченная форма методологии, т.е. организационная деятельность. Ее функция состоит в том, что она, вооружившись аппаратом санкций и поощрений и руководствуясь соответствующими технологиями, контролирует каждого из участников производственного процесса, стремясь к тому, чтобы они хорошо (стандартно) работали и, так сказать, «не высовывались». Это приводит к современному печальному состоянию, когда архитекторы, рассаженные по своим технологическим ячейкам, занимаются тем или иным специализированным проектированием (объемным, типовым, ландшафтным, градостроительным и т.п.), а не архитектурой, тяжело переживают кризис профессии и тоскуют по старым добрым временам (видимо, по XVII веку).
Над каждой из технологических областей проектирования возникает методическая надстройка, необходимая для ее «правильного» функционирования. В архитектуре (и не только в архитектуре) эта надстройка называет себя теорией. Эта архитектурная пара теория всецело обращена на проектируемые объекты, и эта особенность сразу выдает секрет ее производственно-методического происхождения. Более того, как только такая теория хочет «онаучиться», т.е. выходит из роли и перестает быть методикой, перестает обобщать опыт и возвращать отобранные образцы передового опыта в проектное производство, ее продукт сразу превращается в пар, треп и выходит в сферу большого клуба.
Именно из-за неустановленности связей теоретической работы в системе архитектурного производства (и следующего отсюда ее принципиально клубного характера), судить об архитектуре, ее теории и исторических судьбах имеют право все желающие. В свете сказанного становится ясным и то, почему еще в XIX в. в деле архитектуры понимали только посвященные.
В высшем образовании, как это было описано в начале статьи, появляются «модели специалиста». Они строятся путем собирания в пакеты внешних технологизированных форм отдельных специализированных деятельностей. Здесь можно выделить несколько циклов. Сначала распухают учебные программы, потом они начинают члениться на специальности и возникают факультеты. Когда оказывается, что такое членение дальше невозможно и что факультеты перестают выполнять свои функции как носители реальных, т.е. производственно сообразных специальностей, маятник идет в другую сторону — появляется идея специалиста широкого профиля. Это происходит сегодня потому, что реальных проектных технологий и даже групп родственных технологий стало гораздо больше, чем можно организовать факультетов.
Но поскольку организаторы учебного процесса весьма далеки от понимания всех этих механизмов взаимосвязи педагогического и проектного производства, в системе образования сохраняются в виде своего рода культурных мастодонтов организованности, которые в свое время служили для подготовки выпускников к клубному функционированию. Это такие дисциплины, как, например, история искусства и архитектуры. Они, еще и сегодня соответствуя по своему строению и формам архитектурной науки XIX в., спокойно пребывают в этом состоянии, и никто пока не мешает им в нем оставаться.
С точки зрения педагогической технологии здесь намечается рассогласование между областями знаний, обеспечивающих существование будущих архитекторов в мире производственных и социальных технологий, и этими реликтами XIX столетия, которые непонятно зачем сохраняются и непонятно по каким правилам должны связываться с другими элементами учебного процесса. Отсюда возрождающаяся время от времени тяга к структурно-логическим схемам, цель которых та же самая, что и «моделей специалиста»: до предела сжать, а то и вовсе вытолкнуть старые культурные формы. Действительно, всякое введение новых предметов в архитектурной школе до последнего времени сопровождалось сокращением курсов рисунка, истории архитектуры, истории искусства и т.п.
- При рассмотрении способов преодоления ситуации, названной выше «абсурдом специализации», оказывается, что наиболее адекватной формой подготовки архитектора является подготовка его как методолога, а это также близко к абсурду. Действительно, методолог мог бы благодаря своим профессиональным средствам достаточно легко входить в проблематику новой технологической области, освобождаясь от средств прежней деятельности и приобретая новые. Но сплошная артификация даже одной профессиональной сферы — задача, решение которой не только сопряжено с гигантской растратой ума и сил, но и вообще может привести к утрате самотождественности профессии. Тем не менее необходимо, чтобы профессиональное высшее образование выпускало людей, способных к ориентации в широкой и быстро меняющейся профессиональной области.
Механизмом, автоматически производящим такую настройку машины образования, может, как нам кажется, стать особая производственная деятельность, специальное методологически выстроенное и встроенное в ядро учебного процесса профессиональное производство. Тогда архитектурный вуз разделяется на две параллельно и взаимосвязано работающие системы.
Первая — это производство, в которое включены студенты и которое обеспечивает реальный деятельностный механизм вовлечения студентов в процессы профессионального совершенствования и личностного развития. Важно, чтобы это производство осуществлялось в реальных производственных формах, а не в виде игрушечной имитации или натаскивания.
Вторая — это ячейка профессионального клуба. Рассматривая ее назначение в системе образования, мы ориентируемся на введенное Б.Сазоновым разделение клубных функций на две основные группы: функции, связанные с повышением социокультурного потенциала (целевой клуб), и функции связанные с выбором вида деятельности (поисковый клуб).
Если представить весь процесс подготовки в системе высшего образования как подъем студента по ступеням профессионализма, то аналогом роста социокультурного потенциала выступит рост профессионального потенциала студента, т.е. его способности к решению все более сложных и разнообразных задач и проблем. Функцией «образовательного клуба» является обеспечение на каждом из таких шагов-подъемов реального веера возможностей для выбора направления дальнейшего совершенствования. Функционирование обучаемого в клубе обеспечивает возможность выбора новых направлений его совершенствования как будущего профессионала и специалиста, а внутренняя необходимость, мотивация такого совершенствования создается участием обучаемого в производственном процессе. Построенное таким образом профессиональное образование непрерывно: если у начинающего профессионала сформировалась в индивидуальной деятельности связка «выбор-подъем», то, входя после окончания вуза в сферу профессионального клуба, он может свободно функционировать там; он уже вошел в воронку профессионального совершенствования и движется все дальше в профессиональный клуб, во все более сложные формы коммуникативной, критической, теоретической работы.
Что могут представлять собой веера возможностей на каждом из этапов профессионального роста, и каково содержание последовательных подъемов? Они совпадают, по сути дела, со старыми предметами, потому что предметная организация знаний и учебных средств сохраняется и должна быть наилучшим образом использована. Но способ движения по этим предметам принципиально меняется. Вместо того чтобы двигаться последовательно от предмета к предмету, происходит движение как бы перпендикулярно предметам. Студент должен не столько «усвоить предмет», сколько овладеть способами овладения предметом. В связи с подобными формами обучения имеет, по-видимому, смысл говорить о модели профессионала, которая, в отличие от модели специалиста, не строится как набор требований к знаниям, навыкам и умениям, а относится к тематической полноте и к типологической развитости индивидуальной деятельности. Работа по типологии деятельности продвинута дальше, чем работа по тематической организации ее содержаний. А.Яровой, например, выделяет в структурах архитектурного производства как минимум семь типов деятельности, необходимых для функционирования и воспроизводства профессии. Пять из них находятся между собой в кооперативных отношениях. В качестве осевой, главной продуктивной деятельности выступает проектирование, а как обеспечивающие его — методика, исследование, обучение и методология. В социотехническом отношении к этой системе находится организационно-управляющая деятельность, а в коммуникационном — критика. Тематизация и сценирование учебного процесса в новых структурах представляет для каждой профессиональной области высшего образования отдельную задачу, особая сложность которой состоит в нахождении способа снятия истории профессии в сценариях учебно-педагогической деятельности. Понятно, что решение этой задачи в архитектурном образовании определит в т.ч. и дальнейшую судьбу упоминавшихся выше «культурных мастодонтов».
При клубно-производственной организации учебного процесса для педагога совершенно иначе встают вопросы не только организации учебного процесса, но и контроля его результатов, педагогических функций такого контроля. В схеме «педагогического конвейера» контроль подобен заводскому ОТК, сверяющему наличный «багаж» знаний с эталоном. В будущем целью контроля должно стать постоянное определение положения, направления и темпа движения студента в сложной системе координат нового клубно-производственного пространства с тем, чтобы помочь обучаемому в выборе предпочтительной траектории дальнейшего движения и необходимых для этого учебных средств.
Если, например, студент много знает о профессии, но деятельность его типологически бедна и неразвита, его надо вводить в типологически развивающие области вузовского производства, скажем, в разработку и реализацию сложного коллективного проекта, где он поработал бы на разных функциональных местах — в проектировании, в организации работ, в сложных структурах кооперации и т.д., — и типологически развился бы. Если он, напротив, типологически, конъюнктурно созрел, но не несет собственного профессионального содержания и не имеет творческого интереса, надо помочь ему активизировать его деятельность в рефлексивной надстройке того же процесса, включив его прежде всего в коммуникативные связи с коллегами, более продвинутыми в критической и теоретической рефлексии, и т.п.
Таким образом, анализ генезиса технологических форм высшего образования в контексте развития структур сферной организации профессиональной деятельности открывает перед исследователем и организатором образовательного процесса новое пространство для конструирования современных развивающих технологий обучения .
Литература
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
- Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М.,1978.
- Научное обоснование системы непрерывной практической подготовки студентов в вузах (НППС). Отчет. Гос. регистрации № 01820087624. Харьков, ХИСИ, 1982.
- Сазонов Б. В. Методологические проблемы проектирования систем общественного обслуживания населения. Автореф. канд. дис. М., 1977.
- Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований. Методологический анализ. Педагогика и логика. М. — Касталь, 1993.
- Яровой А.В. Некоторые методологические вопросы моделирования системы архитектурной деятельности. — Теоретические и практические проблемы применения системных методов в архитектуре и градостроительстве. Киев, 1980.
[1] Статья написана по материалам доклада, сделанного авторами в 1979 г. на рабочем совещании «Средства и методы нормативного анализа профессиональной и учебной деятельности» в Горьковском ИСИ. Публикация этого текста спустя пятнадцать лет представляется нам необходимой, так как мысли, впервые сформулированные здесь, затем были положены в основу наших педагогических экспериментов в середине 80-х — начале 90-х годов, и без публикации этих положений многое в последующих шагах не может быть адекватно понято. Публикацию исходных принципов и хода этих экспериментов мы надеемся осуществить в последующих выпусках «Вопросов методологии»
[2] О.И.Генисаретский в лекции «Типологическая организации деятельности», прочитанной на семинаре УФ ВНИИТЭ «Дизайн и проектирование систем деятельности» в г.Новоуткинске в июле 1974 г., назвал это «инцентрацией» универсума деятельности на подсистеме «производство — потребление».