К читателю. Слово прощания. Биография Г.П.Щедровицкого

Главная / Публикации / К читателю. Слово прощания. Биография Г.П.Щедровицкого

К читателю. Слово прощания. Биография Г.П.Щедровицкого

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 года в Москве. Отец, Петр Георгиевич, выпускник Московского высшего технического училища, работал в авиационной промышленности. Мать, Капитолина Николаевна, после окончания I Московского медицинско­го института работала врачом.

В 1946 г. Г. П. Щедровицкий поступает на физический факультет Московского университета (специальность теоретическая физика). Область научных интересов Георгия Петровича сформировалась уже на первых курсах физфака — строение научных теории с интенцией на разработку проекта теории мышления. Это предопределило его переход на философ­ский факультет (1949 г.), где он занимается философскими проблемами естествознания, а затем логикой и методологией науки. Еще будучи сту­дентом четвертого курса, стал преподавать в школе (логика, психология, физика). В 1953 г. заканчивает с отличием факультет; дипломная работа посвящена механизмам развития научных понятий.

Сразу же после окончания университета Г.П. Щедровицкий начинает работу над кандидатской диссертацией по теме «Языковое мышление и методы его анализа», пытаясь особым образом соединить представле­ния, средства и методы логики, лингвистики, психологии и социологии. После защиты диссертации ему была присуждена ученая степень канди­дата философских наук (1954 г.).

Первые научные статьи Георгия Петровича (по проблемам мышления и мыслительной деятельности) датированы 1957 г. Тогда же в журнале «Доклады АПН РСФСР» была опубликована разработанная им совместно с Н.Г.Алексеевым и И.С.Ладенко программа комплексных исследова­ний мышления и деятельности, до настоящего времени реализуемая многими исследованиями.

В научной (одновременно и педагогической) деятельности Георгия Петровича особое место занимают семинары, благодаря которым он вовлекал в свои исследовательские программы студентов и научную моло­дежь. С 1955 г. он ведет методологический семинар и в том же году организует (при кафедре логики философского факультета МГУ) семинар по комплексному и системному изучению мышления. В марте 1958 г. в рамках Всесоюзного общества психологов Георгий Петрович организует (совместно с В.В.Давыдовым и при поддержке профессора П.А.Шевырева) Комиссию по психологии мышления и логике, деятельность которой он обеспечивал до конца жизни. Наконец, в 1962 г. при Совете по кибернетике АН СССР он создает (совместно с В.Н.Садовским и Э.Г.Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анали­за в науке и технике, которым руководит до 1976 г. Результатами работы этого семинара стали, в частности сборник «Проблемы исследования структур и систем» (1960 г.) и брошюра Г.П.Щедровицкого: «Проблемы методологии системного исследования».

С апреля 1958 г. Георгий Петрович начинает работать в издательстве АПН РСФСР: в редакции педагогического словаря он ведет разделы психологии, физиологии и производственного обучения, затем в редакции педагогики редактирует труды Н.К.Крупской, П.П.Блонского, кни­ги по теории и истории педагогики. В те же годы он работает в отделе теории (редактор) журнала «Вопросы психологии».

Основной круг научных интересов в эти годы — структурно-системный анализ знаний и мыслительной деятельности, место и границы логических и нормативных методов анализа мышления, их отношение к психологическим и психолого-педагогическим исследованиям мышления.

С октября 1960 г. по август 1965 г. в должности младшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания ОПН РСФСР Г.П.Щедровицкий занимается проблема­ми умственного развития дошкольников, детской игры и ее роли в раз­витии «детского общества», развития дошкольников и школьников в условиях обучении, а также анализом и типологией ситуации учения-обучения. Основные темы исследований этого периода: «Исследования мышления детей на материале решений арифметических задач» (публи­кации 1960, 1961, 1964, 1965, 1974 гг.), «Методология педагогического исследования игры» (1963, 1964, 1966, 1973 гг.), «Взаимосвязь обучения и развития в системодеятельностной точки зрения» (1966,1968,1974 гг.). Тогда же Георгий Петрович (совместно с В.М.Розиным, Н.И.Непомнящей, Н.Г.Алексеевым и А.С.Москаевой) подготовил к изданию фундаменталь­ный труд «Педагогика и логика», в котором были отражены основные направления исследований в рамках содержательно-генетической логики и теории деятельности.

С 1960 года Г.П.Щедровицкий уделяет много внимания проблемам речи и языка, намечая программу построения системодеятельностной семиотики. Основные работы этого направления: «О методе семиотического исследования знаковых систем» (публикации 1963, 1965, 1967 гг.), «Естественное и искусственное в знаковых системах» (1965, 1966, 1967 гг.), «Об основных подходах в изучении знаков и знаковых систем» (1964, 1965, 1966, )967 гг.).

Во ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (август 1965 г. — март 1969 г.) Г.П.Щедровицкий в должности старшего научного сотрудника руководит группой методологией дизайна. Основными становятся базовые понятия теории деятельности, особенности проектного мышления и проектной деятельности, методы исторического и историко-критического анализа. Исследования этого периода отражены в работах «Дизайн в системе обособляющегося проектирования» (1965-1967 гг.) и «Мышле­ние дизайнера» (1966-1969 гг.). Одновременно делается попытка пере­нести представления о сфере деятельности, разработанные на материале дизайна, в область педагогики и лингвистики: «Система педагогических исследований» (публикации 1966 и 1970 гг.) и «Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий» (1966 и 1969 гг.). Вместе с тем разрабатываются и углубляются социологические подходы в изучении деятельности и мышления, на передний план все больше выходят про­блемы организации, руководства и управления. Начинаются исследова­ния научно-технических движений — дизайнерского, системного, орга­низационно-управленческого и др.

В феврале 1968 г. в Москве проходит судебный процесс по делу А.Гинзбурга и Ю.Галанскова, который учился в той же школе, где в свое время преподавал Георгий Петрович. По этой причине или по каким-то другим соображениям он подписал коллективное письмо деятелей культуры и науки руководителям КПСС и правительства в защиту обвиняе­мых. В июле-августе того же года решениями РК и МГК КПСС Г.П.Щедровицкий был исключен из рядов КПСС (вступил в 1956 г.) «за действия, использованные во вред партии и страны». Вслед за этим был рассыпан набор «Педагогики и логики», которая полноценным тиражом вышла лишь в 1993 году.

Тем не менее до марта 1969 г. Георгий Петрович продолжал работать в отделе теории и методики дизайна ВНИИТЭ, руководил подготовкой коллективной монографии «Методологические проблемы теории дизайна» — до внезапного увольнения из института по причине сокраще­ния штатов. Непосредственным поводом послужила «Реплика» газеты «Правда», подписанная тогдашним главным редактором В.Афанасьевым, по поводу статьи Г.П.Щедровицкого «Данные науки или самообман» в «Литературной газете». В статье (заголовок был дан газетой) утвержда­лось, что до сформирования социологией своего научного предмета проводимые конкретные социологические исследования нельзя рас­сматривать как научно обоснованные.

В итоге Георгий Петрович остался без работы и — в перспективе — без средств к существованию, поскольку в те годы мало кто мог решиться взять на работу исключенного из партии кандидата философских наук. Однако такие люди нашлись: в апреле 1969 г. Г.П.Щедровицкого принимают в штат Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР — вначале на должность методиста, затем руководи­теля учебно-методической лаборатории.

В этот период, не обращая внимания на «обстоятельства», Георгий Петрович продолжает разработку проблем семиотики и теории понимания (герменевтики), исследования особенностей проектного, планирующего и программирующего мышления, занимается анализом перспектив развития методологического мышления и методологии, специфических форм методик и методической работы, используя любые возможности для публика­ции результатов своих (и коллективных) исследований.

Основные работы этого периода: «Смысл и значение в структуре знака» (публикации 1969, 1970, 1971 и 1974 гг.), «Проблемы исторического развития мышления» (1973, 1974 и 1975 гг.), «Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии» (1974, 1979, 1981 и 1985 гг.). Тогда же осуществляются интенсивные разработки ос­нов общей теории деятельности, процессов рефлексии и их роли в раз­витии деятельности, начинается более детализированный анализ про­цессов коммуникации. Основные публикации в рамках этого направле­ния: «Значения и знания» (1971 г.), «Деятельность, коммуникация, реф­лексия» (1974 г.), «Смысл и понимание» (1977 г.).

В 1975 г. выходит коллективная (А.Раппопорт, О.Генисаретский, Б.Сазонов и др.) монография «Разработка и внедрение автоматических систем в проектировании. Теория и методология». В разделе «Исходные представления и категориальные средства теории деятельности», который написал Георгий Петрович, осуществлена сборка основных пред­ставлений теории деятельности и системного подхода.

В октябре 1974 г. Г.П.Щедровицкий переходит в Московский областной государственный институт физической культуры старшим препод­авателем кафедры педагогических дисциплин. Он читает лекции по педагогике и истории педагогики, введению в специальность, ведет курсы по методологии научно-педагогических исследований в сфере спорта и методологии проектирования систем спортивной подготовки, а также спецкурсы по социально-психологической структуре спортивных кол­лективов и команд. С 11977 г. он организует исследования по теме «Методические рекомендации по проектированию годичного, цикла подготовки (содержание и модели организации учебных занятий с трене­рами олимпийского резерва)».

Интерес, проявленный к методологии со стороны спортивных руководителей, вполне понятен: приближается Московская Олимпиада. С 1974 г. Георгий Петрович становится членом Научного совета Спортко­митета СССР и руководителем Комиссии структуро-системных исследо­ваний и разработок в сфере физкультуры и спорта. За три года Комиссия провела пять всесоюзных совещаний по проблемам системодеятельностного анализа физкультуры и спорта. В те же годы Г.П.Щедровицкий руководит (совместно с Л.Н.Ждановым) научно-методологическим се­минаром по проблемам физкультуры и спорта в МОГИФКе (с 1976 г.) и реализацией комплексной научно-методологической программы иссле­дований производственной практики и практической подготовки студен­тов (с 1979 г.), организованной Минвузом СССР.

В этот период основными предметами исследований становятся формы организации коллективного мышления и деятельности, организаци­онная и социально-психологическая структура коллективов, коммуника­ция в группах и в коллективе, междисциплинарные связи. Основные тексты: «Об основных аспектах социологического исследования физкуль­туры и спорта как сферы деятельности» (1977 г.), «Об основных проблемах и направлениях научно-методологических исследований в сфере спорта» (1977 г.), «Комплексная организация научно-исследовательских работ как социотехническая система» (1979 г.) и др.

В 1979 г. Георгий Петрович начинает исследования по теме «Анализ техники решения сложных проблем и задач в условиях неполной информации и коллективного действия». На их основе им была разработана новая форма организации коллективного мышления и деятельности, направленная на решение сложных междисциплинарных, производствен­ных, научно-технических и оргуправленческих проблем, которая полу­чила название организационно-деятельностные игры (ОДИ). За период 1979-1991 гг. Г.П.Щедровицкий провел свыше 90 ОД-игр, при том  что сами они послужили материалом и средством дальнейших разработок в области мышления, деятельности, понимания и рефлексии. Так, в 1983 г. Георгий Петрович с группой соавторов в рамках темы «Перспективы и пути автоматизации систем мыследеятельности» подготовил следую­щие работы: «Ситуационный анализ и анализ ситуаций», «Схемы и знаки в мышлении и деятельности», «Схемы в мышлении и знаки в коммуникации», «Работа со схемами в организационно-деятельностных играх».

1980-1983 гг. — Г.П.Щедровицкий работает (старший научный сотрудник) в отделе психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В декабре 1983 г. в связи с изменениями в руководстве НИИОПП и решением президиума АПН о закрытии всех исследований, связанных с психологией оргуправленческой деятельности, он перехо­дит в ЦНИИ проект Госстроя СССР — в отдел методологии и теории инженерных изысканий, который в 1986 г. был передан (в процессе реорганизации) в Производственный и научно-исследовательский ин­ститут по инженерным изысканиям и строительству Госстроя СССР.

Основные темы исследований этого периода: «Категория сложности производства проектно-изыскательских работ» и «Типология ситуаций проектно-изыскательских работ». Одновременно Георгий Петрович ведет межвузовский «семинар по системному подходу в геологии в МИНХ и ГП им. И.М.Губкина.

Последним местом работы Г.П.Щедровицкого стал Всесоюзный НИИ теории архитектуры и градостроительства, где Георгий Петрович заведовал лабораторией организации проектно-строительного дела    (декабрь 1988 г. — апрель 1992 г.), восстанавливая прежнюю линию проектных и про­граммных разработок.

В общей сложности Георгий Петрович имеет около 150 опубликованных работ, в том числе в США, Англии, Германии, Болгарии и др. странах. Но это лишь часть того, что написано им за 40 лет активного груда, непрекращающихся размышлений, дискуссий, обсуждений и бесед с коллегами, друзьями и учениками.

Последние годы его жизни, совпавшие с периодом перестройки, способствовали социализации методологии. В структуре Союза научных и инженерных обществ СССР Г.П.Щедровицкий создает Комитет по СМД-методологии и ОД-играм, организует и проводит пять всесоюзных съездов методологов (Киев, Самара, Москва), последний из которых (1993 год) был посвящен 40-летию Московского методологического кружка.

 

[1]    Текст подготовлен ГАДавыдовой на основе автобиографических материалов Г.П.Ще­дровицкого.