Методологическая концепция рефлексивной интеллектики и философия образования И.С.Ладенко

Главная / Публикации / Методологическая концепция рефлексивной интеллектики и философия образования И.С.Ладенко

Методологическая концепция рефлексивной интеллектики и философия образования И.С.Ладенко

I Введение

 

Среди современных трактовок [2,43] рациональности (и шире — деятельности [1,45,48] своей концептуальной стройностью и методологической междисциплинарностью выделяется разработанная видным отечественным философом И.С.Ладенко (16.09.1933 — 16.03 1996) концепция интеллектики [8,16,18,21,22,27,29]. Возникнув в Московском методологическом кружке (ММК) как один из логизированных вариантов [9,11] теории деятельности [49], эта концепция в дальнейшем превратилась в «методологическую школу интеллектики» [29], обеспечивающую развитие рациональности и рефлексивности мышления [3,17,19,24,32,33,34,35] в различных сферах социальной деятельности: в науке, технике, управлении, образовании. Как и всякая научная идея, концепция «интеллектики» И.С.Ладенко, имеет свою экзистенциально-психологическую историю и научно-методологическую логику развития.

 

 

II Экзистенциальные вехи жизненного пути И.С.Ладенко

 

Его жизнь трагична и героична, а научная судьба драматична и счастлива. Иосаф Семенович родился 16 сентября 1933 года в Харькове. Ослепнув в детстве из-за несчастного случая, он в 1953 году оканчивает с золотой медалью школу-интернат для слепых детей. Не только рано проявившиеся недюжинные способности, но, главное, сильный, волевой характер позволяют ему спустя пять лет окончить также с отличием отделение логики философского факультета МГУ.

К моменту поступления И.С.Ладенко в московский университет на философском факультете уже два года активно действовал созданный А.А.Зиновьевым, Б.А.Грушиным и Г.П.Щедровицким логический кружок. В него входили В.А.Костеловский, Н.Г.Алексеев, В.С.Швырев, В.Н.Садовский, В.К.Финн, Д.А.Лахути. К ним и присоединился И.С.Ладенко: судьба подарила пытливому провинциальному юноше надежных друзей, круг интеллектуального общения и возможность сотворчества в будущей профессиональной (логико-методологической) деятельности. В начале 1956 года произошел драматический раскол кружка на логиков (во главе с А.А.Зиновьевым) и методологов (группировавшихся вокруг Г.П.Щедровицкого). Как отмечает И.С.Ладенко: «В развитии самих идей Московского логического кружка выделяется три основных этапа: 1) формулирование А.А.Зиновьевым представлений о приемах и способах мышления как основных объектах логики и о путях их исследования на основе анализа научных текстов; 2) формирование Г.П.Щедровицким и Н.Г.Алексеевым представлений об операциональной структуре процессов мышления и о ее выявлении и описании на основе изучения научных текстов [47]; 3) формирование образа механизмов рефлексии и использования сложных процессов мышления [9]. Каждый из этих этапов оказался в то же время выработкой особой исследовательской позиции, которая впоследствии разделялась соответствующей группой кружка, проводившей свою работу на ее основе» [25, c.14]. Как видим, много позже — в начале 90-х — Иосаф Семенович пришел к выводу, что логический кружок породил, в конечном счете, три направления современной методологии, восходящих к 1) логике А.А.Зиновьева, 2) мыследеятельности Г.П.Щедровицкого и Н.Г.Алексеева, 3) рефлексивной интеллектике И.С.Ладенко.

Экзистенциально рефлексируя развитие своих отношений и совместной деятельности со Щедровицким, Ладенко специально отмечает, что: «Особенно драматической оказалась ситуация, сложившаяся в связи с исследованиями рефлексивных процессов и связанных с ними научных знаний… именно здесь произошел разрыв научных отношений Г.П.Щедровицкого и И.С.Ладенко. С этого момента их научные пути навсегда разошлись, вследствие чего сформировались два направления мысли, хотя и родственные, все же достаточно различные с точки зрения содержания и его оформления в понятийных системах» [25, c.21—22]. В 1958 г. связи между членами логического кружка объективно ослабели, он фактически прекращает (в своем прежнем составе) свою деятельность; в частности, И.С.Ладенко переезжает в Сибирь — в Томск, где преподает на кафедре философии Политехнического института (1958—1961).

В этот период и особенно в аспирантские годы (1961—1964), работая в МГУ над кандидатской диссертацией «Логические проблемы обоснования геометрии (опыт логического анализа <<Начал>> Евклида»), И.С.Ладенко продолжает периодически сотрудничать с Г.П.Щедровицким, организовавшим в Московском городском педагогическом институте студенческий кружок по истории математики (1960—1962), в работе которого участвовали В.М.Розин, А.С.Маскаева, В.А.Лефевр, В.А.Костеловский, Б.В.Сазонов, И.С.Ладенко и др.

Более интенсивно сотрудничество И.С.Ладенко с Г.П.Щедровицким осуществлялось в рамках методологии. Именно обсуждению собственно методологической проблематики была посвящена как неопубликованная переписка между ними (1958—1961), так и организованный осенью 1961 года Георгием Петровичем методологический семинар. Он работал как неформально (на квартире Щедровицкого), так и легально: под крышей Комиссии по психологии мышления и логики, внутри философской секции Научного совета АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика», в Институте дошкольного воспитания АПН РСФСР, во ВНИИ технической эстетики, на факультете психологии МГУ.

В процессе работы этого методологического семинара по проблемам массовой деятельности и мыследеятельности произошел второй (1963 г.) драматический разрыв между Г.П.Щедровицким, создававшим общую теорию деятельности [44,45], и И.С.Ладенко, строившим концепцию интеллектики и соционики [11,20].

После окончания аспирантуры Иосиф Семенович переезжает в Пензу (1964), затем в Сибирь — в Омск (1965) и, наконец, в Новосибирский академгородок. Здесь он с 1968 года преподает в различных вузах и работает в Институте истории, филологии и философии СО АН, где и разрабатывает концепцию интеллектики.

 

 

III Логика развития методологической концепции рефлексивной интеллектики

 

В Омске (1965—1968) И.С.Ладенко организовал логико-кибернетический кружок (в котором участвовали В.М.Кузнецов, С.Ф.Черненко, В.В.Куликов, Г.М.Фесенко и др.) и семинар по соционике (С.Д.Вивчарик, В.С.Шилов, М.П.Лончик, Ю.И.Грабарев, А.А.Михайлов, Б.С.Сушков и др.). Здесь «было введено понятие системы деятельности. В каждой системе выделяются средства, в качестве которых могут выступать как природные органы человека, так и технические устройства. В зависимости от сочетания средств в ходе выполнения заданной функции различаются естественные, технические и гибридные системы деятельности» [28, c.23—24]. Введенное Н.Рашевским понятие соционики И.С.Ладенко использовал для трактовки ее «как науки, в компетенции которой находятся вопросы моделирования и практической реализации системы социальной деятельности» [28, c.24].

Именно разработка проблем моделирования и практического освоения интеллектуальных систем становится главным делом жизни Иосафа Семеновича в новосибирский период (1968—1996). Здесь можно выделить 4 основных этапа развития интеллектики.

На первом из них (до 1973 г.) И.С.Ладенко разрабатывает методологические, гносеологические и логические проблемы изучения и организации интеллектуальных систем; первой публикацией с использованием этого термина была книга [12].

На втором этапе (1974—1979) концепция интеллектики реализовалась в ряде междисциплинарных исследований, результаты которых были обобщены И.С.Ладенко в его докторской диссертации «Методологический анализ моделирования интеллектуальных процессов» (1979).

На третьем этапе (1980—1985) в рамках организованного И.С.Ладенко в НГУ научно-консультационного семинара «Интеллектуальные системы в науке и образовании» им создается вторая* крупнейшая в стране методологическая школа «интеллектики», в которой участвовали С.А.Григорьев, В.З.Коган, С.С.Розова, В.П.Тыщенко, А.А.Акципетров, О.А.Донских, Л.П.Дедерер, Н.С.Розов, В.Г.Поляков, А.М.Адаменко, Е.Н.Смирнов, С.А.Кутолин, И.В.Городинский, В.И.Разумов, С.А.Смирнов, Г.П.Волкова и др. Первые итоги междисциплинарных исследований обсуждались на организованной И.С.Ладенко 1-й Всесоюзной конференции «Интеллектуальные системы и имитация» (1985).

*Первая крупнейшая в стране и, пожалуй, в мире методологическая научная школа создана Г.П.Щедровицким [2,39,43,45].

На четвертом этапе (1986—1996) разрабатывались логические [19,15,28], методологические [23,29], социологические [20 ], кибернетические [25, ], семиотические [31], психологические [24,33], педагогические [21,24,32] и другие аспекты проектирования, развития и освоения интеллектуальных систем. Помимо научно-исследовательской и практико-консультационной деятельности, И.С.Ладенко ведет огромную преподавательскую и организационную работу по обобщению, социализации и трансляции достижений философской, методологической, научной и педагогической мысли. В этот период им организовано свыше 40 научных конференций с изданием не только тезисов [17,19,24], но и сборников статей и рекомендаций [3,26,32,35,38,42] по ряду таких новаторских направлений современной науки и практики, как:

— методология деятельности и мыследеятельности,

— интеллектика моделирования, имитация управления и освоения интеллектуальных систем,

— логика диалоговых процессов и рефлексивного взаимодействия,

— рефлексивная психология мышления и творчества,

— история науки и техники,

— философия образования интеллектуальной культуры специалиста.

Особо следует выделить публикацию под его редакцией трех трехтомников: «Рефлексивные процессы и творчество» [24], «Методологические концепции и школы в СССР» [38] и «Мысли о мыслях».

Уже будучи тяжело больным, Иосаф Семенович подготовил к печати сборники статей памяти Г.П.Щедровицкого и по проблемам негосударственного образования, а также организовал планировавшуюся на март 1996 года научную конференцию «Интеллектуальные инновации в обществе и развитие образования».

 

 

IY Рефлексивная интеллектика как концептуальная основа философии интеллектуального образования

 

Разработанная И.С.Ладенко методология интеллектики — это капитальная концепция, затрагивающая жизненные интересы нашего общества, связанные с развитием его интеллектуально-творческого потенциала.

Переживаемый страной общий социально-экономический кризис проявляется и в науке, управлении, образовании. Поскольку эта триада во многом определяет прогресс общества, то несомненна актуальность исследования проблем его интеллектуального развития и поиска новых форм образования. В условиях явного снижения интеллектуального потенциала страны и падения образовательного уровня населения важное значение приобретает акцент И.С.Ладенко на ценности интеллектуализации всех сфер жизни общества, в том числе, как это ни парадоксально, самой науки. Дело в том, что в конце XX века параллельно с компьютеризацией общества (и во многом в противовес ей) в современном человековедении гуманистические ценности стали справедливо превалировать над технократическими, которые до того доминировали под влиянием кибернетики, экономики, информатики [2, 40].

Однако при этой «смене вех» с водой чуть не выплеснули и ребенка. Так, например, гуманизация психологии и педагогики [6] в виде повального увлечения психотерапией, игровыми и тренинговыми методами при всей своей положительной ценности (особенно в ОДИ) порой ведет не только к подмене науки искусством общения, но зачастую оборачивается утратой рациональности оснований и конструктивности способов организации профессиональной деятельности, иначе говоря, ее деинтеллектуализацией. Именно этим во многом объясняется нередко наблюдаемый в обыденном сознании едва ли не разгул мистицизма и иррациональности, что сужает возможности поиска оптимального выхода из кризиса и путей проведения социально-экономических реформ.

С этой аксиологической точки зрения предлагаемая И.С.Ладенко интеллектуализация служит укором и вызовом раздраю и расхлябанности, наблюдаемой даже у иных специалистов, а главное — оказывается разумной и конструктивной альтернативой в решении проблем рациональной организации деятельности различных общественных институтов, прежде всего науки и образования. Конечно, сама по себе идея интеллектуализации далеко не нова, особенно если вспомнить логику Пор-Рояля, тектологию А.Богданова, праксиологию Т.Котарбинского, теорию умственных действий П.Гальперина (на их труды и опирается И.С.Ладенко). Однако ценность идеи, в первую очередь, определяется ее своевременностью и конструктивной проработкой, доводящей ее «до ума» в практическом применении. Именно этими достоинствами выгодно отличается оригинальная концепция «интеллектики» И.С.Ладенко. Она служит теоретико-методологическим базисом наукоемких и практико-ориентированных изысканий руководимой им научно-метододологической школы [22].

Их существенная методологическая особенность — принципиальный междисциплинарный характер исследования проблем интеллектуализации общества и образования, последовательное применение и творческое развитие системного подхода для интеграции концептуально-методических средств философии, социологии, психологии, педагогики, кибернетики, системотехники, информатики, семиотики, математики, логики и др. Важно подчеркнуть, что оперируя техническими и социальными системами, И.С.Ладенко концептуализирует и проектирует их взаимодействие с гуманистических позиций через обеспечение педагогических и психологических условий для профессионально-творческого развития учащихся и специалистов, включенных в работу этих систем при их практической организации, освоении и консультировании.

В праксиологическом плане очень значимы конструктивно разработанные И.С.Ладенко методы, средства, процедуры и структуры методологического консультирования, интегрируемые в специальную службу, призванную реализовать концепцию в образовательной и научной практике.

Условно говоря, концепция состоит из 4-х последовательно развивающих друг друга частей. В первой обосновывается необходимость интеллектуального развития общества. Во второй представлены концептуальные модели интеллектуального развития различных объектов в познании и обучении. Третья посвящена методологии эмпирического исследования интеллектуального развития коллективов, а четвертая — методологии их программирования и управления в целях обеспечения интеллектуального развития.

В связи с этим И.С.Ладенко обсуждает общие вопросы интеллектуальных инноваций и методологии решения организационных и технологических задач интеллектуальной деятельности. Он трактует интеллектуализацию как «интенсификацию интеллектуальных возможностей специалистов и мобилизацию их для эффективного решения профессиональных задач». Важно подчеркнуть, что интеллектуализация деятельности «происходит в форме инноваций — включения в практику новых средств и организационных форм интеллектуальной деятельности». На мой взгляд, принципиален для проблематики философии непрерывного образования тезис, согласно которому «интеллектуальная подготовка является универсальной профессией». В настоящее время отсутствуют какие-то бы ни было комплексные программы по подготовке универсальной «специальности» — развития интеллекта. Разрабатываемая И.С.Ладенко с сотрудниками комплексная общенаучная дисциплина «интеллектика» изучает свойства, пути развития и методы создания интеллектуальных систем. Анализ с этих позиций трудностей компьютеризации обучения и внедрения вычислительной техники приводит к важному выводу о том, что «если не будут найдены эффективные способы ее интеграции с интеллектуальными возможностями специалистов, то все затеи по компьютеризации и информатизации общества окажутся романтически несбыточными устремлениями». Как считает И.С.Ладенко, одним из путей интеллектуального развития служат игровые методы обучения и решения профессиональных проблем. Они позволяют проводить методологические эксперименты, базирующиеся на принципах интеллектики. При этом И.С.Ладенко ставит задачу «комплексной подготовки, необходимой не просто для освоения отдельных средств, а интеллектуальных систем как целостных образований, обладающих своим жизненным циклом».

В целях реализации интеллектики в сфере философии образования И.С.Ладенко специально рассматривает вопросы интеллектуализации умственного труда и когнитивной грамотности специалистов, процесса обучения как включения в мир знаний, развития мышления в обучении и имитации проблемных ситуаций: «концептуальные представления и личностный опыт могут оказаться альтернативными, тогда как зачастую требуется их совместная реализация. В таких случаях вступают в действие механизмы рефлексии, обеспечивающие эффективное взаимодействие указанных факторов».

 

С 50-х гг. в трудах И.С.Ладенко систематически рассматриваются различные аспекты рефлексии. В ранних его работах затрагивались ее отдельные феномены [9]. Затем он использовал рефлексию в качестве одного из объяснительных принципов организации интеллектуальных систем [12]. В поздних работах (начало 80-х) рефлексия становится не только предметом специального изучения [17, 19], но и выступает в качестве методологического основания [3] для переосмысления и анализа достижений и развития ММК: от содержательно-генетической логики через общую теорию МД до ОД-игр. Обобщение этих достижений ММК [25, 28], разработок других научных школ [1, 3, 4, 30, 32, 33, 34, 35, 38, 41, 42, 48] и собственных исследований проблематики рефлексии привели И.С.Ладенко к построению ее методологической типологии.

Согласно разработанной И.С.Ладенко [25, c.3—5] типологии рефлексии, ее функции в интеллектуальных системах связаны с оперированием репродуктивными и структурными моделями. Так, наращивание предметной области методологического знания осуществляется предметноформирующей рефлексией растущего поля научных знаний и процедур. На основе классификационной рефлексии выделяются виды и отношения методов. В основе формирования логических систем методов лежит интегрирующая рефлексия и т.д. И.С.Ладенко подчеркивает: «Все модели компонентов интеллектуальной системы и способ их взаимодействия представляются в интегрированном метазнании, которое получило название организационного проекта интеллектуальной системы. В непроявленном состоянии последняя не содержит полного организационного проекта. Его формирование и последующее функционирование оказывается возможным только благодаря особой внутрисистемной рефлексии. Последняя оказывается связующим звеном между опытом познавательной деятельности и соответствующим ей методологическим знанием, которое оформляется в виде организационного проекта конкретной интеллектуальной системы» [25, c.5].

Разработке этой методологической типологии рефлексии (1991) предшествовало обобщение современных исследований на ряде организованных И.С.Ладенко совместно с Н.Г.Алексеевым [3,17] и И.Н.Семеновым [24, 45] конференциях по проблематике рефлексии, анализ ее философского и психологического изучения [3,19,30,33,34,35] и технологического освоения в практике современного образования [23,27,28,31,32].

Как уже отмечалось, изучение И.С.Ладенко проблематики рефлексии началось в ММК, где с середины 60-х гг. она (наряду с другими философскими категориями) активно используется при обсуждении методологических проблем логики, науки и образования [46]. Пожалуй, первыми, кто в ММК обратился к специальному исследованию рефлексии, были Н.Г.Алексеев [48] и, особенно, В.Ф.Лефевр [37], который одним из первых в СССР защитил кандидатскую диссертацию по инженерно-психологическому анализу рефлексии.

Перебравшись в США, ученый разрабатывает т.н. рефлексивную психологию. После публикации ее основных положений в СССР на рубеже 1980—1990-х гг. научная школа В.А.Лефевра обрела свое второе дыхание (при поддержке В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, В.П.Лекторского, В.М.Мунипова, М.А.Розова, Ю.А.Шрейдера) и институализировалась в виде руководимой В.Е.Лепским лаборатории рефлексивных процессов ИПРАН. В школе В.А.Лефевра разрабатываются логико-математические средства социо-кибернетического анализа рефлексии, реализующих в целом ее физикалистскую трактовку.

Отпочковалась от ММК и методологическая школа рефлексии Н.Г.Алексеева, который в 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование осознанности решения алгебраических задач». В дальнейшем он [47 ] и его ученики [2] сосредоточились на рефлексивно-методологическом проектировании образования, сотрудничая со школой И.С.Ладенко [1,3].

В Новосибирске же образовалось несколько центров изучения рефлексии. На рубеже 1960-70-х годов научная школа М.А.Розова обратилась к эмпирическому анализу науки как системы с рефлексией. В дальнейшем его последователи и ученики разрабатывали различные аспекты философско-методологического и социально-культурологического анализа рефлексии.

Научная школа логики и методологии интеллектики И.С.Ладенко на первом этапе стала изучать рефлексию в контексте проблематики управления интеллектуальными системами (1973). На втором этапе продолжение этих исследований и сопоставление с результатами других школ (В.В.Давыдова, Н.Г.Алексеева) привело к организации И.С.Ладенко конференций «Рефлексия в науке и обучении» (1984) и «Логическая организация рефлексивных процессов» (1986). Итоги развернувшихся на них дискуссий между учеными Новосибирска, Красноярска, Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы и др. городов опубликованы в сборниках материалов этих конференций [3].

На третьем этапе сложилось тесное сотрудничество школ И.С.Ладенко и И.Н.Семенова, особенно в области философско-психологических проблем взаимосвязи рефлексии и творчества и рефлексивно-педагогического обеспечения практики интеллектуального консультирования и профессионального образования. В рамках этого сотрудничества было проведено несколько Всесоюзных конференций по проблеме «Рефлексия и творчество» [24,35], опубликован ряд книг, сборников и методических рекомендаций [1,4,30,32—35]. Естественно, что продолжавшиеся параллельно этому философские исследования методологической рефлексии в организации научных разработок и интеллектуального консультирования требовали междисциплинарной координации и более систематического обсуждения.

В связи с этим на четвертом этапе под руководством академика И.С.Ладенко был организован Институт интеллектуальных инноваций и проблем консультирования и Научный совет СО РАО по философско-педагогическим проблемам образования. Эти структуры обеспечили институализацию междисциплинарного изучения рефлексии, внедрение его результатов в социальную практику и научную трансляцию в ряде аналитических и обобщающих изданий (ежегодник «Образование и культура» и др. [26, 27,28]).

Результаты научной деятельности Иосафа Семеновича Ладенко (опубликовано свыше 350 работ, в т.ч. 80 книг и брошюр) получили заслуженное признание: он был профессором НГУ, главным научным сотрудником Института философии и права сибирского отделения РАН, академиком РАО, академиком Международной академии гуманизации образования, академиком Международной академии информатизации, председателем Научного совета по философским и педагогическим проблемам образования, заместителем председателя Сибирской советской социологической ассоциации, членом редакционного совета журналов «Вестник высшей школы» и «Инновационная деятельность в образовании», а также директором созданного им (1993) Института интеллектуальных инноваций и консультирования.

Светлая память о Иосафе Семеновиче Ладенко — прекрасном, мужественном человеке, крупном методологе, требовательном педагоге — навсегда останется в сердцах его друзей, учеников и всех, кто испытал на себе животворные влияния его идей, интеллектуального потенциала, человеческого участия и обаяния.

 

 

  1. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И.Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск, 1991.
  2. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения // Вопросы психологии, 1979, N 2.
  3. Алексеев Н.Г., Ладенко И.С. Направления изучения рефлексии (Вместо предисловия) // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования /Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1987.
  4. Андрияко Л.Я., Иванов Ф.Е., Ладенко И.С., Семенов И.Н. и др. Психологическая экспертиза критических ситуаций. Метод. указания. Новосибирск, 1990.
  5. Гробарев Ю.И., Ладенко И.С. К проблеме системного исследования науки // Системные исследования. Ежегодник — 1972. М. 1972.
  6. Кларин М.В., Семенов И.Н. (ред.). Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М. 1994.
  7. Ладенко И.С. (ред.) Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. Материалы II Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество». Новосибирск, 1995
  8. Ладенко Иосаф Семенович. Библиография научных трудов. Новосибирск, 1994.
  9. Ладенко И.С. О процессах мышления, связанных с установлением отношения эквивалентности // Доклады АПН РСФСР, 1958, N 2.
  10. Ладенко И.С. История науки в свете теории мышления // Вопросы философии, 1964, N 1.
  11. Ладенко И.С. О методологических вопросах современной логики // Вопросы истории и методологии науки. Т.91. М. 1968.
  12. Ладенко И.С. Интеллектуальные системы и логика. Новосибирск, 1973.
  13. Ладенко И.С. Методологические проблемы теории интеллектуальных систем // Методологические проблемы науки. Вып. 6. Новосибирск, 1979.
  14. Ладенко И.С. Имитационные системы: методология исследования и проектирования. Новосибирск, 1981.
  15. Ладенко И.С. Методологическое знание в условиях взаимодействия наук. Новосибирск, 1981.
  16. Ладенко И.С. Интеллектуальная культура специалистов и модели мышления // Философские науки. 1982, N 3.
  17. Ладенко И.С. Логика и обучение: Рефлексия в науке и обучении. Тез. докл./ Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1984.
  18. Ладенко И.С. Интеллект и логика. Красноярск, 1985.
  19. Ладенко И.С. Методологическая концепция рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. / Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1986.
  20. Ладенко И.С. Соционика как теоретическая область знания // Логика и системные методы анализа научного знания. Харьков, 1986.
  21. Ладенко И.С. Интеллектуальное развитие общества и методологическое образование. Метод. указания. Новосибирск, 1989.
  22. Ладенко И.С. Интеллектуальные системы, консультирование и словарь интеллектики. Метод. указания. Новосибирск, 1989.
  23. Ладенко И.С. Проблемы методологического консультирования в развитии интеллектуальных систем. Метод. указания. Новосибирск, 1989.
  24. Ладенко И.С., Семенов И.Н. и др. (ред.). Рефлексивные процессы и творчество. Материалы 1-й Всесоюзной научно-практической конференции.
  25. Ладенко И.С. Становление и современное развитие идей генетической логики. Новосибирск, 1991.
  26. Ладенко И.С. Интеллектуальные культура, образование и информатизация общества // Философия рефлексивного мышления / Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1992.
  27. Ладенко И.С. Интеллектуальные системы и обучение. Новосибирск, 1993.
  28. Ладенко И.С. Социализация идей генетической логики и становление интеллектики. Новосибирск, 1993.
  29. Ладенко И.С. Методология интеллектуальных инноваций и школа интеллектики. Метод. указания. Новосибирск, 1990.
  30. Ладенко И.С., Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная регуляция мышления. Метод. указания. Новосибирск, 1990.
  31. Ладенко И.С., Поляков В.Г. (ред.). Человек в мире интеллектуальных систем. Новосибирск,1991.
  32. Ладенко И.С., Самоукина Н.В., Семенов И.Н. и др. Освоение механизмов рефлексии в практике обучения. Метод. указания. Новосибирск, 1991.
  33. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989.
  34. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск. 1990.
  35. Ладенко И.С., Семенов И.Н. (ред.). Психология рефлексивных процессов. Новосибирск, 1992.
  36. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Советов А.В. Рефлексивная организация проектировочного мышления. Новосибирск, 1990.
  37. Лефевр В.А. Инженерно-психологические аспекты рефлексивных процессов. Канд. дис. психол. н. М., МГУ, 1971.
  38. Семенов И.Н. Методологические основы московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР (1951—1991). Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1992.
  39. Семенов И.Н. Георгий Петрович Щедровицкий — выдающийся философ и педагог современности // Инновационная деятельность в образовании, 1994, N 2.
  40. Семенов И.Н. Взаимодействие гуманистической и технократической культурных парадигм в сфере образовательных услуг // Развитие сферы образовательных услуг в США. М. 1994.
  41. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творчества. Запорожье,1992.
  42. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. От психологии рефлексии к рефлексивной культурадигме в психологии // Рефлексия в науке и обучении / Сб. научных трудов. Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1989.
  43. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М. 1987.
  44. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М. 1964.
  45. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М. 1996;
  46. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. Психология. Вып. 3. Алма-Ата. КПИ, 1974.
  47. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. Розин В.М., Маскаева А.С., Непомнящая Н.И. Педагогика и логика. М. 1968 (2-е изд. М. 1993).
  48. Щедровицкий Г.П., Алексев Н.Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР, 1957, N 3.
  49. Щедровицкий Г.П., Ладенко И.С. О некоторых принципах генетического исследования мышления // Тезисы докладов на I съезде общества психологов. Вып. 1. М. 1959.

 

 

Семенов Игорь Никитович — директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования, МАГО, председатель редакционного совета международного междисциплинарного журнала «Инновационная деятельность в образовании», академик Международной академии гуманизации образования, доктор психологических наук, профессор, создатель рефлексивной психологии творчества и научной школы рефлексики, автор свыше 300 публикаций (в т.ч. 14 книг) по философии образования и культуры, методологии науки, психологии мышления, эргономике деятельности, окмеологии творчества, педагогики интеллекта; участник ММК (1965—1972), провел множество орг-деятельностных и рефлексивно-инновационных игр; в журнале «ВМ» публикуется впервые.