I Введение
Среди современных трактовок [2,43] рациональности (и шире — деятельности [1,45,48] своей концептуальной стройностью и методологической междисциплинарностью выделяется разработанная видным отечественным философом И.С.Ладенко (16.09.1933 — 16.03 1996) концепция интеллектики [8,16,18,21,22,27,29]. Возникнув в Московском методологическом кружке (ММК) как один из логизированных вариантов [9,11] теории деятельности [49], эта концепция в дальнейшем превратилась в «методологическую школу интеллектики» [29], обеспечивающую развитие рациональности и рефлексивности мышления [3,17,19,24,32,33,34,35] в различных сферах социальной деятельности: в науке, технике, управлении, образовании. Как и всякая научная идея, концепция «интеллектики» И.С.Ладенко, имеет свою экзистенциально-психологическую историю и научно-методологическую логику развития.
II Экзистенциальные вехи жизненного пути И.С.Ладенко
Его жизнь трагична и героична, а научная судьба драматична и счастлива. Иосаф Семенович родился 16 сентября 1933 года в Харькове. Ослепнув в детстве из-за несчастного случая, он в 1953 году оканчивает с золотой медалью школу-интернат для слепых детей. Не только рано проявившиеся недюжинные способности, но, главное, сильный, волевой характер позволяют ему спустя пять лет окончить также с отличием отделение логики философского факультета МГУ.
К моменту поступления И.С.Ладенко в московский университет на философском факультете уже два года активно действовал созданный А.А.Зиновьевым, Б.А.Грушиным и Г.П.Щедровицким логический кружок. В него входили В.А.Костеловский, Н.Г.Алексеев, В.С.Швырев, В.Н.Садовский, В.К.Финн, Д.А.Лахути. К ним и присоединился И.С.Ладенко: судьба подарила пытливому провинциальному юноше надежных друзей, круг интеллектуального общения и возможность сотворчества в будущей профессиональной (логико-методологической) деятельности. В начале 1956 года произошел драматический раскол кружка на логиков (во главе с А.А.Зиновьевым) и методологов (группировавшихся вокруг Г.П.Щедровицкого). Как отмечает И.С.Ладенко: «В развитии самих идей Московского логического кружка выделяется три основных этапа: 1) формулирование А.А.Зиновьевым представлений о приемах и способах мышления как основных объектах логики и о путях их исследования на основе анализа научных текстов; 2) формирование Г.П.Щедровицким и Н.Г.Алексеевым представлений об операциональной структуре процессов мышления и о ее выявлении и описании на основе изучения научных текстов [47]; 3) формирование образа механизмов рефлексии и использования сложных процессов мышления [9]. Каждый из этих этапов оказался в то же время выработкой особой исследовательской позиции, которая впоследствии разделялась соответствующей группой кружка, проводившей свою работу на ее основе» [25, c.14]. Как видим, много позже — в начале 90-х — Иосаф Семенович пришел к выводу, что логический кружок породил, в конечном счете, три направления современной методологии, восходящих к 1) логике А.А.Зиновьева, 2) мыследеятельности Г.П.Щедровицкого и Н.Г.Алексеева, 3) рефлексивной интеллектике И.С.Ладенко.
Экзистенциально рефлексируя развитие своих отношений и совместной деятельности со Щедровицким, Ладенко специально отмечает, что: «Особенно драматической оказалась ситуация, сложившаяся в связи с исследованиями рефлексивных процессов и связанных с ними научных знаний… именно здесь произошел разрыв научных отношений Г.П.Щедровицкого и И.С.Ладенко. С этого момента их научные пути навсегда разошлись, вследствие чего сформировались два направления мысли, хотя и родственные, все же достаточно различные с точки зрения содержания и его оформления в понятийных системах» [25, c.21—22]. В 1958 г. связи между членами логического кружка объективно ослабели, он фактически прекращает (в своем прежнем составе) свою деятельность; в частности, И.С.Ладенко переезжает в Сибирь — в Томск, где преподает на кафедре философии Политехнического института (1958—1961).
В этот период и особенно в аспирантские годы (1961—1964), работая в МГУ над кандидатской диссертацией «Логические проблемы обоснования геометрии (опыт логического анализа <<Начал>> Евклида»), И.С.Ладенко продолжает периодически сотрудничать с Г.П.Щедровицким, организовавшим в Московском городском педагогическом институте студенческий кружок по истории математики (1960—1962), в работе которого участвовали В.М.Розин, А.С.Маскаева, В.А.Лефевр, В.А.Костеловский, Б.В.Сазонов, И.С.Ладенко и др.
Более интенсивно сотрудничество И.С.Ладенко с Г.П.Щедровицким осуществлялось в рамках методологии. Именно обсуждению собственно методологической проблематики была посвящена как неопубликованная переписка между ними (1958—1961), так и организованный осенью 1961 года Георгием Петровичем методологический семинар. Он работал как неформально (на квартире Щедровицкого), так и легально: под крышей Комиссии по психологии мышления и логики, внутри философской секции Научного совета АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика», в Институте дошкольного воспитания АПН РСФСР, во ВНИИ технической эстетики, на факультете психологии МГУ.
В процессе работы этого методологического семинара по проблемам массовой деятельности и мыследеятельности произошел второй (1963 г.) драматический разрыв между Г.П.Щедровицким, создававшим общую теорию деятельности [44,45], и И.С.Ладенко, строившим концепцию интеллектики и соционики [11,20].
После окончания аспирантуры Иосиф Семенович переезжает в Пензу (1964), затем в Сибирь — в Омск (1965) и, наконец, в Новосибирский академгородок. Здесь он с 1968 года преподает в различных вузах и работает в Институте истории, филологии и философии СО АН, где и разрабатывает концепцию интеллектики.
III Логика развития методологической концепции рефлексивной интеллектики
В Омске (1965—1968) И.С.Ладенко организовал логико-кибернетический кружок (в котором участвовали В.М.Кузнецов, С.Ф.Черненко, В.В.Куликов, Г.М.Фесенко и др.) и семинар по соционике (С.Д.Вивчарик, В.С.Шилов, М.П.Лончик, Ю.И.Грабарев, А.А.Михайлов, Б.С.Сушков и др.). Здесь «было введено понятие системы деятельности. В каждой системе выделяются средства, в качестве которых могут выступать как природные органы человека, так и технические устройства. В зависимости от сочетания средств в ходе выполнения заданной функции различаются естественные, технические и гибридные системы деятельности» [28, c.23—24]. Введенное Н.Рашевским понятие соционики И.С.Ладенко использовал для трактовки ее «как науки, в компетенции которой находятся вопросы моделирования и практической реализации системы социальной деятельности» [28, c.24].
Именно разработка проблем моделирования и практического освоения интеллектуальных систем становится главным делом жизни Иосафа Семеновича в новосибирский период (1968—1996). Здесь можно выделить 4 основных этапа развития интеллектики.
На первом из них (до 1973 г.) И.С.Ладенко разрабатывает методологические, гносеологические и логические проблемы изучения и организации интеллектуальных систем; первой публикацией с использованием этого термина была книга [12].
На втором этапе (1974—1979) концепция интеллектики реализовалась в ряде междисциплинарных исследований, результаты которых были обобщены И.С.Ладенко в его докторской диссертации «Методологический анализ моделирования интеллектуальных процессов» (1979).
На третьем этапе (1980—1985) в рамках организованного И.С.Ладенко в НГУ научно-консультационного семинара «Интеллектуальные системы в науке и образовании» им создается вторая* крупнейшая в стране методологическая школа «интеллектики», в которой участвовали С.А.Григорьев, В.З.Коган, С.С.Розова, В.П.Тыщенко, А.А.Акципетров, О.А.Донских, Л.П.Дедерер, Н.С.Розов, В.Г.Поляков, А.М.Адаменко, Е.Н.Смирнов, С.А.Кутолин, И.В.Городинский, В.И.Разумов, С.А.Смирнов, Г.П.Волкова и др. Первые итоги междисциплинарных исследований обсуждались на организованной И.С.Ладенко 1-й Всесоюзной конференции «Интеллектуальные системы и имитация» (1985).
*Первая крупнейшая в стране и, пожалуй, в мире методологическая научная школа создана Г.П.Щедровицким [2,39,43,45].
На четвертом этапе (1986—1996) разрабатывались логические [19,15,28], методологические [23,29], социологические [20 ], кибернетические [25, ], семиотические [31], психологические [24,33], педагогические [21,24,32] и другие аспекты проектирования, развития и освоения интеллектуальных систем. Помимо научно-исследовательской и практико-консультационной деятельности, И.С.Ладенко ведет огромную преподавательскую и организационную работу по обобщению, социализации и трансляции достижений философской, методологической, научной и педагогической мысли. В этот период им организовано свыше 40 научных конференций с изданием не только тезисов [17,19,24], но и сборников статей и рекомендаций [3,26,32,35,38,42] по ряду таких новаторских направлений современной науки и практики, как:
— методология деятельности и мыследеятельности,
— интеллектика моделирования, имитация управления и освоения интеллектуальных систем,
— логика диалоговых процессов и рефлексивного взаимодействия,
— рефлексивная психология мышления и творчества,
— история науки и техники,
— философия образования интеллектуальной культуры специалиста.
Особо следует выделить публикацию под его редакцией трех трехтомников: «Рефлексивные процессы и творчество» [24], «Методологические концепции и школы в СССР» [38] и «Мысли о мыслях».
Уже будучи тяжело больным, Иосаф Семенович подготовил к печати сборники статей памяти Г.П.Щедровицкого и по проблемам негосударственного образования, а также организовал планировавшуюся на март 1996 года научную конференцию «Интеллектуальные инновации в обществе и развитие образования».
IY Рефлексивная интеллектика как концептуальная основа философии интеллектуального образования
Разработанная И.С.Ладенко методология интеллектики — это капитальная концепция, затрагивающая жизненные интересы нашего общества, связанные с развитием его интеллектуально-творческого потенциала.
Переживаемый страной общий социально-экономический кризис проявляется и в науке, управлении, образовании. Поскольку эта триада во многом определяет прогресс общества, то несомненна актуальность исследования проблем его интеллектуального развития и поиска новых форм образования. В условиях явного снижения интеллектуального потенциала страны и падения образовательного уровня населения важное значение приобретает акцент И.С.Ладенко на ценности интеллектуализации всех сфер жизни общества, в том числе, как это ни парадоксально, самой науки. Дело в том, что в конце XX века параллельно с компьютеризацией общества (и во многом в противовес ей) в современном человековедении гуманистические ценности стали справедливо превалировать над технократическими, которые до того доминировали под влиянием кибернетики, экономики, информатики [2, 40].
Однако при этой «смене вех» с водой чуть не выплеснули и ребенка. Так, например, гуманизация психологии и педагогики [6] в виде повального увлечения психотерапией, игровыми и тренинговыми методами при всей своей положительной ценности (особенно в ОДИ) порой ведет не только к подмене науки искусством общения, но зачастую оборачивается утратой рациональности оснований и конструктивности способов организации профессиональной деятельности, иначе говоря, ее деинтеллектуализацией. Именно этим во многом объясняется нередко наблюдаемый в обыденном сознании едва ли не разгул мистицизма и иррациональности, что сужает возможности поиска оптимального выхода из кризиса и путей проведения социально-экономических реформ.
С этой аксиологической точки зрения предлагаемая И.С.Ладенко интеллектуализация служит укором и вызовом раздраю и расхлябанности, наблюдаемой даже у иных специалистов, а главное — оказывается разумной и конструктивной альтернативой в решении проблем рациональной организации деятельности различных общественных институтов, прежде всего науки и образования. Конечно, сама по себе идея интеллектуализации далеко не нова, особенно если вспомнить логику Пор-Рояля, тектологию А.Богданова, праксиологию Т.Котарбинского, теорию умственных действий П.Гальперина (на их труды и опирается И.С.Ладенко). Однако ценность идеи, в первую очередь, определяется ее своевременностью и конструктивной проработкой, доводящей ее «до ума» в практическом применении. Именно этими достоинствами выгодно отличается оригинальная концепция «интеллектики» И.С.Ладенко. Она служит теоретико-методологическим базисом наукоемких и практико-ориентированных изысканий руководимой им научно-метододологической школы [22].
Их существенная методологическая особенность — принципиальный междисциплинарный характер исследования проблем интеллектуализации общества и образования, последовательное применение и творческое развитие системного подхода для интеграции концептуально-методических средств философии, социологии, психологии, педагогики, кибернетики, системотехники, информатики, семиотики, математики, логики и др. Важно подчеркнуть, что оперируя техническими и социальными системами, И.С.Ладенко концептуализирует и проектирует их взаимодействие с гуманистических позиций через обеспечение педагогических и психологических условий для профессионально-творческого развития учащихся и специалистов, включенных в работу этих систем при их практической организации, освоении и консультировании.
В праксиологическом плане очень значимы конструктивно разработанные И.С.Ладенко методы, средства, процедуры и структуры методологического консультирования, интегрируемые в специальную службу, призванную реализовать концепцию в образовательной и научной практике.
Условно говоря, концепция состоит из 4-х последовательно развивающих друг друга частей. В первой обосновывается необходимость интеллектуального развития общества. Во второй представлены концептуальные модели интеллектуального развития различных объектов в познании и обучении. Третья посвящена методологии эмпирического исследования интеллектуального развития коллективов, а четвертая — методологии их программирования и управления в целях обеспечения интеллектуального развития.
В связи с этим И.С.Ладенко обсуждает общие вопросы интеллектуальных инноваций и методологии решения организационных и технологических задач интеллектуальной деятельности. Он трактует интеллектуализацию как «интенсификацию интеллектуальных возможностей специалистов и мобилизацию их для эффективного решения профессиональных задач». Важно подчеркнуть, что интеллектуализация деятельности «происходит в форме инноваций — включения в практику новых средств и организационных форм интеллектуальной деятельности». На мой взгляд, принципиален для проблематики философии непрерывного образования тезис, согласно которому «интеллектуальная подготовка является универсальной профессией». В настоящее время отсутствуют какие-то бы ни было комплексные программы по подготовке универсальной «специальности» — развития интеллекта. Разрабатываемая И.С.Ладенко с сотрудниками комплексная общенаучная дисциплина «интеллектика» изучает свойства, пути развития и методы создания интеллектуальных систем. Анализ с этих позиций трудностей компьютеризации обучения и внедрения вычислительной техники приводит к важному выводу о том, что «если не будут найдены эффективные способы ее интеграции с интеллектуальными возможностями специалистов, то все затеи по компьютеризации и информатизации общества окажутся романтически несбыточными устремлениями». Как считает И.С.Ладенко, одним из путей интеллектуального развития служат игровые методы обучения и решения профессиональных проблем. Они позволяют проводить методологические эксперименты, базирующиеся на принципах интеллектики. При этом И.С.Ладенко ставит задачу «комплексной подготовки, необходимой не просто для освоения отдельных средств, а интеллектуальных систем как целостных образований, обладающих своим жизненным циклом».
В целях реализации интеллектики в сфере философии образования И.С.Ладенко специально рассматривает вопросы интеллектуализации умственного труда и когнитивной грамотности специалистов, процесса обучения как включения в мир знаний, развития мышления в обучении и имитации проблемных ситуаций: «концептуальные представления и личностный опыт могут оказаться альтернативными, тогда как зачастую требуется их совместная реализация. В таких случаях вступают в действие механизмы рефлексии, обеспечивающие эффективное взаимодействие указанных факторов».
С 50-х гг. в трудах И.С.Ладенко систематически рассматриваются различные аспекты рефлексии. В ранних его работах затрагивались ее отдельные феномены [9]. Затем он использовал рефлексию в качестве одного из объяснительных принципов организации интеллектуальных систем [12]. В поздних работах (начало 80-х) рефлексия становится не только предметом специального изучения [17, 19], но и выступает в качестве методологического основания [3] для переосмысления и анализа достижений и развития ММК: от содержательно-генетической логики через общую теорию МД до ОД-игр. Обобщение этих достижений ММК [25, 28], разработок других научных школ [1, 3, 4, 30, 32, 33, 34, 35, 38, 41, 42, 48] и собственных исследований проблематики рефлексии привели И.С.Ладенко к построению ее методологической типологии.
Согласно разработанной И.С.Ладенко [25, c.3—5] типологии рефлексии, ее функции в интеллектуальных системах связаны с оперированием репродуктивными и структурными моделями. Так, наращивание предметной области методологического знания осуществляется предметноформирующей рефлексией растущего поля научных знаний и процедур. На основе классификационной рефлексии выделяются виды и отношения методов. В основе формирования логических систем методов лежит интегрирующая рефлексия и т.д. И.С.Ладенко подчеркивает: «Все модели компонентов интеллектуальной системы и способ их взаимодействия представляются в интегрированном метазнании, которое получило название организационного проекта интеллектуальной системы. В непроявленном состоянии последняя не содержит полного организационного проекта. Его формирование и последующее функционирование оказывается возможным только благодаря особой внутрисистемной рефлексии. Последняя оказывается связующим звеном между опытом познавательной деятельности и соответствующим ей методологическим знанием, которое оформляется в виде организационного проекта конкретной интеллектуальной системы» [25, c.5].
Разработке этой методологической типологии рефлексии (1991) предшествовало обобщение современных исследований на ряде организованных И.С.Ладенко совместно с Н.Г.Алексеевым [3,17] и И.Н.Семеновым [24, 45] конференциях по проблематике рефлексии, анализ ее философского и психологического изучения [3,19,30,33,34,35] и технологического освоения в практике современного образования [23,27,28,31,32].
Как уже отмечалось, изучение И.С.Ладенко проблематики рефлексии началось в ММК, где с середины 60-х гг. она (наряду с другими философскими категориями) активно используется при обсуждении методологических проблем логики, науки и образования [46]. Пожалуй, первыми, кто в ММК обратился к специальному исследованию рефлексии, были Н.Г.Алексеев [48] и, особенно, В.Ф.Лефевр [37], который одним из первых в СССР защитил кандидатскую диссертацию по инженерно-психологическому анализу рефлексии.
Перебравшись в США, ученый разрабатывает т.н. рефлексивную психологию. После публикации ее основных положений в СССР на рубеже 1980—1990-х гг. научная школа В.А.Лефевра обрела свое второе дыхание (при поддержке В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, В.П.Лекторского, В.М.Мунипова, М.А.Розова, Ю.А.Шрейдера) и институализировалась в виде руководимой В.Е.Лепским лаборатории рефлексивных процессов ИПРАН. В школе В.А.Лефевра разрабатываются логико-математические средства социо-кибернетического анализа рефлексии, реализующих в целом ее физикалистскую трактовку.
Отпочковалась от ММК и методологическая школа рефлексии Н.Г.Алексеева, который в 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование осознанности решения алгебраических задач». В дальнейшем он [47 ] и его ученики [2] сосредоточились на рефлексивно-методологическом проектировании образования, сотрудничая со школой И.С.Ладенко [1,3].
В Новосибирске же образовалось несколько центров изучения рефлексии. На рубеже 1960-70-х годов научная школа М.А.Розова обратилась к эмпирическому анализу науки как системы с рефлексией. В дальнейшем его последователи и ученики разрабатывали различные аспекты философско-методологического и социально-культурологического анализа рефлексии.
Научная школа логики и методологии интеллектики И.С.Ладенко на первом этапе стала изучать рефлексию в контексте проблематики управления интеллектуальными системами (1973). На втором этапе продолжение этих исследований и сопоставление с результатами других школ (В.В.Давыдова, Н.Г.Алексеева) привело к организации И.С.Ладенко конференций «Рефлексия в науке и обучении» (1984) и «Логическая организация рефлексивных процессов» (1986). Итоги развернувшихся на них дискуссий между учеными Новосибирска, Красноярска, Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы и др. городов опубликованы в сборниках материалов этих конференций [3].
На третьем этапе сложилось тесное сотрудничество школ И.С.Ладенко и И.Н.Семенова, особенно в области философско-психологических проблем взаимосвязи рефлексии и творчества и рефлексивно-педагогического обеспечения практики интеллектуального консультирования и профессионального образования. В рамках этого сотрудничества было проведено несколько Всесоюзных конференций по проблеме «Рефлексия и творчество» [24,35], опубликован ряд книг, сборников и методических рекомендаций [1,4,30,32—35]. Естественно, что продолжавшиеся параллельно этому философские исследования методологической рефлексии в организации научных разработок и интеллектуального консультирования требовали междисциплинарной координации и более систематического обсуждения.
В связи с этим на четвертом этапе под руководством академика И.С.Ладенко был организован Институт интеллектуальных инноваций и проблем консультирования и Научный совет СО РАО по философско-педагогическим проблемам образования. Эти структуры обеспечили институализацию междисциплинарного изучения рефлексии, внедрение его результатов в социальную практику и научную трансляцию в ряде аналитических и обобщающих изданий (ежегодник «Образование и культура» и др. [26, 27,28]).
Результаты научной деятельности Иосафа Семеновича Ладенко (опубликовано свыше 350 работ, в т.ч. 80 книг и брошюр) получили заслуженное признание: он был профессором НГУ, главным научным сотрудником Института философии и права сибирского отделения РАН, академиком РАО, академиком Международной академии гуманизации образования, академиком Международной академии информатизации, председателем Научного совета по философским и педагогическим проблемам образования, заместителем председателя Сибирской советской социологической ассоциации, членом редакционного совета журналов «Вестник высшей школы» и «Инновационная деятельность в образовании», а также директором созданного им (1993) Института интеллектуальных инноваций и консультирования.
Светлая память о Иосафе Семеновиче Ладенко — прекрасном, мужественном человеке, крупном методологе, требовательном педагоге — навсегда останется в сердцах его друзей, учеников и всех, кто испытал на себе животворные влияния его идей, интеллектуального потенциала, человеческого участия и обаяния.
- Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И.Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск, 1991.
- Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения // Вопросы психологии, 1979, N 2.
- Алексеев Н.Г., Ладенко И.С. Направления изучения рефлексии (Вместо предисловия) // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования /Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1987.
- Андрияко Л.Я., Иванов Ф.Е., Ладенко И.С., Семенов И.Н. и др. Психологическая экспертиза критических ситуаций. Метод. указания. Новосибирск, 1990.
- Гробарев Ю.И., Ладенко И.С. К проблеме системного исследования науки // Системные исследования. Ежегодник — 1972. М. 1972.
- Кларин М.В., Семенов И.Н. (ред.). Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М. 1994.
- Ладенко И.С. (ред.) Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. Материалы II Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество». Новосибирск, 1995
- Ладенко Иосаф Семенович. Библиография научных трудов. Новосибирск, 1994.
- Ладенко И.С. О процессах мышления, связанных с установлением отношения эквивалентности // Доклады АПН РСФСР, 1958, N 2.
- Ладенко И.С. История науки в свете теории мышления // Вопросы философии, 1964, N 1.
- Ладенко И.С. О методологических вопросах современной логики // Вопросы истории и методологии науки. Т.91. М. 1968.
- Ладенко И.С. Интеллектуальные системы и логика. Новосибирск, 1973.
- Ладенко И.С. Методологические проблемы теории интеллектуальных систем // Методологические проблемы науки. Вып. 6. Новосибирск, 1979.
- Ладенко И.С. Имитационные системы: методология исследования и проектирования. Новосибирск, 1981.
- Ладенко И.С. Методологическое знание в условиях взаимодействия наук. Новосибирск, 1981.
- Ладенко И.С. Интеллектуальная культура специалистов и модели мышления // Философские науки. 1982, N 3.
- Ладенко И.С. Логика и обучение: Рефлексия в науке и обучении. Тез. докл./ Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1984.
- Ладенко И.С. Интеллект и логика. Красноярск, 1985.
- Ладенко И.С. Методологическая концепция рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. / Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1986.
- Ладенко И.С. Соционика как теоретическая область знания // Логика и системные методы анализа научного знания. Харьков, 1986.
- Ладенко И.С. Интеллектуальное развитие общества и методологическое образование. Метод. указания. Новосибирск, 1989.
- Ладенко И.С. Интеллектуальные системы, консультирование и словарь интеллектики. Метод. указания. Новосибирск, 1989.
- Ладенко И.С. Проблемы методологического консультирования в развитии интеллектуальных систем. Метод. указания. Новосибирск, 1989.
- Ладенко И.С., Семенов И.Н. и др. (ред.). Рефлексивные процессы и творчество. Материалы 1-й Всесоюзной научно-практической конференции.
- Ладенко И.С. Становление и современное развитие идей генетической логики. Новосибирск, 1991.
- Ладенко И.С. Интеллектуальные культура, образование и информатизация общества // Философия рефлексивного мышления / Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1992.
- Ладенко И.С. Интеллектуальные системы и обучение. Новосибирск, 1993.
- Ладенко И.С. Социализация идей генетической логики и становление интеллектики. Новосибирск, 1993.
- Ладенко И.С. Методология интеллектуальных инноваций и школа интеллектики. Метод. указания. Новосибирск, 1990.
- Ладенко И.С., Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная регуляция мышления. Метод. указания. Новосибирск, 1990.
- Ладенко И.С., Поляков В.Г. (ред.). Человек в мире интеллектуальных систем. Новосибирск,1991.
- Ладенко И.С., Самоукина Н.В., Семенов И.Н. и др. Освоение механизмов рефлексии в практике обучения. Метод. указания. Новосибирск, 1991.
- Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989.
- Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск. 1990.
- Ладенко И.С., Семенов И.Н. (ред.). Психология рефлексивных процессов. Новосибирск, 1992.
- Ладенко И.С., Семенов И.Н., Советов А.В. Рефлексивная организация проектировочного мышления. Новосибирск, 1990.
- Лефевр В.А. Инженерно-психологические аспекты рефлексивных процессов. Канд. дис. психол. н. М., МГУ, 1971.
- Семенов И.Н. Методологические основы московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР (1951—1991). Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1992.
- Семенов И.Н. Георгий Петрович Щедровицкий — выдающийся философ и педагог современности // Инновационная деятельность в образовании, 1994, N 2.
- Семенов И.Н. Взаимодействие гуманистической и технократической культурных парадигм в сфере образовательных услуг // Развитие сферы образовательных услуг в США. М. 1994.
- Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творчества. Запорожье,1992.
- Степанов С.Ю., Семенов И.Н. От психологии рефлексии к рефлексивной культурадигме в психологии // Рефлексия в науке и обучении / Сб. научных трудов. Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1989.
- Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М. 1987.
- Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М. 1964.
- Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М. 1996;
- Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. Психология. Вып. 3. Алма-Ата. КПИ, 1974.
- Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. Розин В.М., Маскаева А.С., Непомнящая Н.И. Педагогика и логика. М. 1968 (2-е изд. М. 1993).
- Щедровицкий Г.П., Алексев Н.Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР, 1957, N 3.
- Щедровицкий Г.П., Ладенко И.С. О некоторых принципах генетического исследования мышления // Тезисы докладов на I съезде общества психологов. Вып. 1. М. 1959.
Семенов Игорь Никитович — директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования, МАГО, председатель редакционного совета международного междисциплинарного журнала «Инновационная деятельность в образовании», академик Международной академии гуманизации образования, доктор психологических наук, профессор, создатель рефлексивной психологии творчества и научной школы рефлексики, автор свыше 300 публикаций (в т.ч. 14 книг) по философии образования и культуры, методологии науки, психологии мышления, эргономике деятельности, окмеологии творчества, педагогики интеллекта; участник ММК (1965—1972), провел множество орг-деятельностных и рефлексивно-инновационных игр; в журнале «ВМ» публикуется впервые.