Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод активного обучения и воспитания в вузах ИПК

Главная / Публикации / Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод активного обучения и воспитания в вузах ИПК

Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод активного обучения и воспитания в вузах ИПК

Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод активного обучения и воспитания в вузах ИПК // Разработка прикладных психологических исследований и разработок. Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции. Красноярск - 26-28 августа 1986 г. М., 1986

 

  1. Одна из характерных особенностей современной ситуации состоит в том, что мыследеятельность буквально во всех сферах — производственных, научно-проектных, управленческих — стала коллективной в подлинном смысле слова. Значит, сегодня получение всякого продукта и принятие всякого решения предполагает соединение знаний, умений и способностей многих людей разных профессий, специальностей и научных дисциплин. Но для каждого отдельного специалиста это оборачивается теперь тем, что он должен отвечать не только за продукты и результаты своей собственной профессиональной работы, но также за продукты и результаты общей коллективной работы. И сейчас это — основное требование и принцип организации ответственной, осмысленной и эффективной работы людей в любом коллективе.
  2. Из этого, в свою очередь, следует, что профессионально- предметной работе каждого специалиста, действующего в условиях коллектива, должен предшествовать специальный анализ ситуации коллективной работы, уяснение общих целей и задач, прорисовка формальной и позиционной структуры работающего коллектива, установление возможных деловых связей со всеми участниками общей работы, точное определение собственного места и функций по отношению к работе в целом и по отношению ко воем другим членам коллектива.
    По сути дела, это означает раздвоение всей интеллектуальной работы профессионала и специалиста и появление в пространстве его понимания и мышления наряду с предметной организацией еще одного плана и рамки анализа — ситуационно-деятельностной. Это означает также, что профессионал, поставленный в условия коллективной работы, должен существенно расширить арсенал своих средств и методов и осваивать или сам создавать еще специальные средства и методы надпрофессионального, методологического понимания и мышления.
  3. Подготовка к такого рода надпредметной, или методологической, работе предполагает взаимосвязь и единство двух принципиально разных планов подготовки — «культурного» и индивидуально-психологического. С одной стороны, здесь требуются совершенно новые значения и знаковые средства работы, стоящие как бы в ортогональном отношении к традиционным средствам и методам профессионально-предметной работы, с другой — сами люди должны сформировать в себе многие новые качества и свойства — гибкость и пластичность, понимание чужих позиций и точек зрения, критичность в отношении собственных принципов и догм, объективность в оценке ситуации и широту взглядов, способность к многоплановой и проблематизирующей рефлексии.
    Самое главное здесь — взаимосвязь и взаимосоответствие этих двух планов поведения и мыследеятельности каждого человека, плана внешних средств и плана субъективных способностей. Разделить их невозможно. Поэтому важнейшей задачей для всей системы подготовки специалистов становится сегодня разработка таких форм организации коллективной мыследеятельности, которые бы обеспечивали комплексную как методологическую, так и субъективно-психологическую подготовку к специфическим условиям коллективной работы — освоение средств и формирование способностей, обеспечивающих понимание ситуации, самоопределение в ситуациях и программирование и общей, и своей собственной профессионально-предметной работы в условиях коллективного действия.
  4. Исходя из такого понимания современной ситуации и вставших в ней социокультурных задач, мы разработали и с 1979 г. стали широко применять новую форму организации и метод перестройки коллективной мыследеятельности — так называемую оргдеятельностную игру (далее — ОДИ) и провели с тех пор 50 «больших» игр, направленных на решение сложных народно-хозяйственных проблем и на переподготовку персонала различных учреждений.
  5. Весь опыт этих игр, а также опыт еще четырех десятков игр, организованных и проведенных по такой же схеме другими коллективами, показал, что ОДИ является эффективной оргформой, средством и методом комплексной подготовки (обучения, воспитания, повышения квалификации) специалистов и руководящих работников, равноприменимой и в производственных условиях, и в вузах, и в ИПК. Преимущество ОДИ по сравнению с другими формами подготовки состоит в том, что она ставит индивидов в реальные условия коммуникативного и мыслительного взаимодействия с коллективом при необходимости осуществить рабочий процесс, но вместе с тем, как всякая игра, делает сравнительно легко преодолимыми учрежденческие структуры и нормы профессионально предметной работы и таким образом создает для индивидов благоприятные условия для самодеятельности, самоорганизации и развития.
  6. Вместе с тем ОДИ обеспечивает органическое выращивание в условиях коллективной работы форм и методов прикладного психологического исследования и проектирования.