eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Л.П.Щедровицкий – В.Г.Мараче

Л.П. Щедровицкий

Глубокоуважаемый Вячеслав Геннадиевич!

1. Я наивно надеялся, что в позиции «содержательного менеджера сайта» не будет преобладать «женская логика» по анекдоту: «Ты сказал, что я говорю неправду?! Значит, я лгу?! По-твоему, я брешу?! Я, значит, собака?! М-а-а-а-а-ма! Он меня сукой обозвал!».

2. «Л.П.Щедровицкий вырвал цитату из контекста с искажением ее смысла» – пишите Вы.

Но позвольте спросить, глубокоуважаемый Вячеслав Геннадиевич: какой контекст и какой смысл Вы обсуждаете? Ведь это я задал контекст и смысл, заявив: «Я до сих пор нигде не оценивал личность В.М.Розина. Я характеризовал его тексты, его позицию, его представления» (и надо добавить – его действия). Поэтому в данном контексте, что  «ряд формулировок одного конкретного текста», что «тексты» – все едино. Нельзя различить по смыслу! Кстати, я буду сильно расстроен, если Вы покажете, что какие-то из моих формулировок выпадают из Вашего «ряда». Я-то весь мой текст (именно в совокупности!) строил как критику и оценку позиции  и представлений В.М.Розина.

Короче говоря, я буду вполне удовлетворен, если Вы предложите доказательную аргументацию Вашего высказывания хотя бы по одной моей формулировке.

3. Вы не привели ни одного фрагмента моего текста, в котором содержались бы «не столько суждения по существу предмета спора, сколько оценки личности».

В частности,  приводимая Вами моя фраза – «По форме это, возможно, и красивая метафора, но по содержанию, утверждаю я, это не что иное, как хамство!» – это суждение по существу предмета. Полагаю, что точное суждение. А оценка личности в этом случае выглядела бы так: В.М.Розин – хам. Где Вы видели у меня такую формулировку?

Очень характерно Ваше замечание: «Специально подчеркиваю, что здесь я не намерен обсуждать по существу, заслуживает ли “красивая метафора” Розина столь суровой нравственной оценки…».

Спрашивается: а как вообще можно показать, что «не столько по существу, сколько…», не обсуждая по существу?

4. Что касается «панметодологии», то, будьте любезны, глубокоуважаемый Вячеслав Геннадиевич, восстановите контекст (в совокупности!) – вот тогда и поговорим.

А по поводу «ругательных» понятий мне лично кажется, что Вы путаете понятие и его применение в «ругательных» целях. Кстати, я утверждаю, что В.М.Розину именно для этой цели и понадобилась «панметодология».

5. Устами мальчика «не истина глаголет» (как Вы соизволили выразиться – в истории, рассказанной Г.Х.Андерсеном, нет таких слов) – просто мальчик говорит то, что видит. И не лукавит!

6. Позиция словоблудия (с набором фраз типа: «Методология обязана заново обсудить все конкретные программы Щедровицкого, поняв, почему они с треском провалились») – это не позиция «противника», а позиция врага. И я не понимаю, во имя спасения чего – или кого? – Вы предлагаете мне лгать?

Пока у меня еще оставались иллюзии относительно позиции В.М.Розина, я рассматривал его как противника и поэтому предлагал «стреляться», но последующие его тексты развеяли мои заблуждения. «Противник» и «враг» – это принципиально разные термины для разных позиций. И меня абсолютно не волнует, какая личность у врага.

7. Вы пытаетесь доказать, что 1) «считать себя чьим-либо Учеником – дело глубоко личное» и 2) трубить на всех перекрестках «Я Ученик! Я Ученик!»  – это одно и то же. При этом Вы путаете, на мой взгляд, понятия «ученичество» и «Ученик». В отличие от Вас я полагаю, что можно долго быть в ученичестве, но Учеником так и не стать, что называть кого-то своим Учителем – это не то же самое, что мнить себя Учеником, что Ученику подобает делами доказывать свое право так зваться (а не самоназываться!), а одних громких слов – «Я Ученик! Я Ученик!» – здесь явно недостаточно. Кстати, обратите внимание на то, как В.М.Розин подписал свое открытое письмо: «методолог, философ и ученый Вадим Розин». Вам не смешно?

8. Вы пишете: «Позиция же – в методологическом смысле этого слова – функциональна, ее можно занимать, менять, имитировать и т.п. – к нравственности это не имеет отношения. Принцип позиционного метода, подразумевающий разделение человека и позиции, подразумевает нравственную автономию человека (личности) по Канту, объявляет нравственность личным делом – тем, что не обсуждается или обсуждается в исключительных случаях (в каких – я указал выше). “Позиция” при этом оставляется этически нейтральной…».

Ну что ж, говорю я, наверное, эта версия кого-то и устроит – как оправдание безответственности.

Но существует ведь и другое представление (видимо, из другой методологии!). Я позволю себе процитировать Г.П.Щедровицкого: «Приняв тезис, что надо строить новую логику и новую философию, мы загоняем себя в другую позицию, требующую другого мировоззрения, других ценностей, других целей, средств и методов работы»; «Люди без убеждений, ценностей и совести ни игротехниками, ни методологами быть не могут. И не потому, что нельзя, а потому что даже если они попробуют, все  равно ничего не получится».

9. «Любой, кто принимает на себя экзистенциальный риск развития методологии, оказывается так же уязвим, как и В.М.Розин».

Интересно было бы узнать, как рождаются подобные сентенции. На каком основании такое утверждается? Любой – это кто? Вы действительно считаете, что, скажем, С.В.Попов «так же уязвим, как и В.М.Розин»? И Вы действительно считаете, что Розин развивает методологию? Или принятие риска для Вас одно, а развитие методологии – другое?

10. «На примере анализа текстов Л.П.Щедровицкого мы уже поняли, что “вранье” нужно заменять на “неправду”, “врага” на “противника” и т.д.».

Кто это «мы», глубокоуважаемый Вячеслав Геннадиевич? Вы с Розиным?

11. «Создается впечатление, что в то время как Л.П.Щедровицкий – своего рода “чемпион по толстокожести”, который не чувствует проявления личного отношения там, где оно с очевидностью имеет место быть…».

Ну что Вы, милейший Вячеслав Геннадиевич? Ну нельзя так все со всем путать и смешивать! Все мои тексты выражают мое личное отношение!

К чему?  К бессодержательности, к словоблудию, к хамству, к профанации, к вранью… Список можно продолжить.

12. «Вы выступили с критикой текстов Розина? Вы посмели их содержательно охарактеризовать?! Вы, значит, следователь прокуратуры и судья?! Вы, следовательно, инквизитор и Вышинский!» – все это, простите, из того же анекдота.

13. Не кажется ли Вам, глубокоуважаемый Вячеслав Геннадиевич, что весь Ваш текст (в совокупности!) – это не столько суждения по существу предмета, сколько нравственная оценка моих действий?

Итак. Не получив от Вас требуемых аргументов, я по-прежнему имею все основания полагать, что Вы в своей позиции (комментатора) и в этой конкретной фразе «соврамши». Это не означает, конечно же, что Вы как личность врун.

Лев Щедровицкий

 

P.S. Если Вы, глубокоуважаемый Вячеслав Геннадиевич, откроете том 8 серии «Из ахива Г.П.Щедровицкого» на странице, скажем, 102 и далее и внимательно прочтете текст (а потом еще и подумаете!), то, может быть, Вы не будете всуе ссылаться на Г.П.Щедровицкого по поводу перевода «коммунального» конфликта в «содержательный».

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44