eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Вступительное слово

П.Г. Щедровицкий

Щедровицкий.

Коллеги!

Я рад приветствовать вас на открытии 11-ых Чтений памяти Георгия Петровича Щедровицкого, которые мы проводим ежегодно. Тема, которую я как председатель организационного комитета заявил в этом году, звучит так: «Вклад Московского методологического кружка в мировую философско-методологическую мысль, ключевые идеи и достижения». И, как уже говорилось на прошлых Чтениях, эта тема с небольшими вариациями рассчитана на три года (этот и два следующих) - с тем, чтобы дополнить тот предварительный компаративный взгляд, который мы обсуждали в течение предыдущих трех лет, попыткой выделить основные моменты в творчестве и наследии самого Георгия Петровича Щедровицкого и в работах того широкого круга исследователей и разработчиков, которые принимали участие в работе Московского методологического кружка в разные периоды его существования.

Я хотел бы начать свое выступление с того, чтобы еще раз обратить ваше внимание на следующий факт: в истории мысли есть чрезвычайно небольшое число таких неформальных объединений, клубов, кружков или научных школ, которые работают длительное время. Сорок лет, которые просуществовал Московский методологический кружок (вплоть до смерти своего основателя) – это неимоверно долгий срок, который, наверное, может быть объяснен только огромной энергией Георгия Петровича Щедровицкого в поддержании той коммуникативной среды, которая существовала в Кружке все эти годы. Последние десять лет методологическое движение, безусловно, переживает некоторый кризисный период, связанный как со смертью основателя, так  и с необходимостью самоопределения в новой социокультурной ситуации. Однако я считаю, что есть все предпосылки для того, чтобы это движение породило целый ряд исследовательских, проектных направлений в разных областях и, собственно, приобрело вторую жизнь. Если это произойдет, то, безусловно, сам феномен вот такого многолетнего существования подобного объединения будет нуждаться в дополнительной рефлексии – и в рамках социологии знания, и в рамках социологии мышления.

За прошедшие несколько лет, особенно за последние три-четыре года, нам - благодаря инициативе Льва Петровича Щедровицкого и Галины Алексеевны Давыдовой – удалось развернуть большую издательскую работу, и я, конечно же, считаю это несомненным успехом, потому что продолжаю настаивать на том, что, готовясь к Чтениям, имеет смысл читать, - а для того, чтобы читать, надо иметь, что читать.

В этом году вашему вниманию и вниманию читающей публики в целом представлено семь новых книг. Среди них - книга, которую в течении десяти лет готовила Галина Алексеевна Давыдова и которая содержит в себе цикл лекций Георгия Петровича (если мне память не изменяет - 71-72 гг.), посвященных проблематике знания, значения, смысла. Это очень интересный курс лекций, и мне кажется, что в этом издании мы перешли на какой-то новый уровень подготовки текстов – десять лет, в общем, довольно длительный срок... Подготовлены также второй том, который представляет собой обработку цикла лекций «Понимание, мышление, смыслосодержание», и третий том, который включает в себя различные работы по семиотике, теории знака, теории знания. Этот цикл работ, к сожалению, был известен гораздо меньше, чем работы первого периода и, собственно, практика оргдеятельностных игр, поэтому я считаю, что в рамках данного издания вашему вниманию представлены некие базовые основания мыследеятельностных представлений и мыследеятельностного подхода.

Кроме того, подготовлены еще четыре книги: сборник «Мышление, понимание, рефлексия» (работы разных лет, посвященные этой проблематике), две книжки по оргдеятельностным играм и трехтомник, который был подготовлен Матвеем Хромченко и Геннадием Копыловым по материалам методологических журналов «Вопросы методологии» и «Кентавр» за пятнадцать лет существования этих изданий. Понятно, что это - первая попытка выстроить какие-то проблемно-тематические направления; собственно, единственным вкладом издателей в некую систематизацию работ методологической школы является то, что эти работы сгруппированы, собраны по разделам, и есть возможность посмотреть на это в целом, не листая журналы или не сканируя Интернет. Мне кажется, что такой шаг может продвинуть дальше некие региональные или тематические разработки.

Всего издано порядка 25 книг; для того, чтобы вы могли сориентироваться в этом пространстве, вашему вниманию представлен маленький буклет (вы могли получить его при регистрации), где описаны все изданные работы: как работы самого Георгия Петровича (17 книг), так и работы о нем и о деятельности ММК, а также работы, посвященные интерпретации и комментированию методологического наследия. На следующий год мы готовим еще ряд изданий. При подготовке этих Чтений я слышал замечания от участников касательно того, что такой взгляд назад – историко-критический, где-то комментаторский, интерпретационный, - необходимо дополнить проектной перспективой. Поскольку я слышал эти замечания много раз, то я решил, что к ним нужно отнестись.

Первый момент: с моей точки зрения, мы не готовы к этому обсуждению. Да, конечно, у нас есть возможность выдать за проектную перспективу СМД-подхода те локальные инициативы и действия, которые каждый из нас производит в тех или иных областях. Нас много, мы что-то делаем, часть людей что-то делает активно, поэтому создается иллюзия, что вообще что-то такое происходит. Но совершенно неочевидно, что эти наши инициативы и действия имеют какое-либо отношение к замыслу, который лежал в основе Московского методологического кружка. Тот факт, что мы в большей или меньшей степени соприкоснулись в своей личной истории с Московским методологическим кружком и лично с Георгием Петровичем Щедровицким, еще ни о чем не говорит. То, что кружок долгие годы в Советском Союзе выполнял функцию такого философско-методологического ликбеза и что очень многие люди свои философско-методологические представления (какого бы уровня они ни были) получили именно таким способом, а не в рамках систематического образования, - это тоже, в общем-то, является исключительно ситуационным историческим фактом. Поэтому, на мой взгляд, мы приблизимся к обсуждению проектов и программ в лучшем случае через еще два года. Я предполагаю, что третий цикл обсуждений действительно надо посвятить перспективе, но только в рамке осмысления наследия, замысла - замысла построения методологического мышления, замысла построения СМД-методологии, СМД-подхода, короче говоря - того исторического замаха, который был сделан в начале 50-х годов. Тогда, на мой взгляд, у нас появится возможность оценить то, что делается, с точки зрения этой рамки - и отфильтровать те проекты, которые в той или иной степени реализуют этот замысел (или претендуют на его реализацию), а также те, которые являются понятными, нужными, важными моментами в личной биографии людей, в той или иной степени связывающих себя с Георгием Петровичем и Московским методологическим кружком.

Поэтому я предлагаю всем готовиться! В частности, я считаю, что мы вполне можем начать готовить некие систематические работы о деятельности выходцев из кружка в тех или иных областях - например, в области регионального планирования и развития, или в области педагогики, или в области управления. Если эти сборники работ будут подытоживать и теоретические разработки, и практику деятельности, то есть шанс, что потом какой-либо из этих вопросов можно будет вынести на повестку дня и обсудить вот так, как сейчас, в присутствии всех - в том числе и тех, кто не занимается именно данным типом проектов и данной областью деятельности.

Второй момент: за последний год, когда начал работать систематический семинар по подготовке Чтений, с материалами которого каждый из вас может ознакомиться на соответствующем интернет-сайте, мы столкнулись с тем, что подходить к вопросу о вкладах Московского методологического кружка и лично Георгия Петровича нужно организационно-деятельностно. Это значит, что имеет смысл, во-первых, спроектировать, а во-вторых - выстроить тот контур работ, который, если будет создан, сможет этот вклад выделить. Издательская работа, о которой я говорил вначале, - это, если хотите, первый уровень, это экспозиция наследия, это возможность дальнейшей работы, но – именно только первый шаг и только возможность.

С моей точки зрения, необходимо продолжать дальше компаративную работу. Также нужно развивать работу комментирования и истолкования – несмотря на то, что, например, опыт Веры Леонидовны Даниловой, представленный в издании «Лекции на досках» в прошлом году, у очень многих людей вызвал нарекания - наверное, заслуженные. Но мне кажется, эту работу просто надо продолжать, поскольку вписывание тех или иных работ Кружка в соответствующий контекст (как макрофилософский, так и ситуационный – полемики с теми или иными группами и школами) – это отдельная самостоятельная работа и отдельное направление деятельности.

Безусловно, нужна аналитика текстов, которая включала бы в себя формирование глоссария; эта работа, в свою очередь, может лечь в основу переводческой деятельности. Я уже говорил о том, что, с моей точки зрения, необходимо организовать переводы - как минимум на три фундаментальных языка: английский, испанский, китайский (хотя Лев Петрович резонно заметил, что широта распространения какого-либо языка не означает, что число людей, которые могут прочитать работы Георгия Петровича, автоматически увеличивается...) Но, на мой взгляд, такой перевод продвинет и нас самих в понимании того словаря, той системы понятий, которая лежала в основе подхода СМД-методологии, и, может быть, поможет нам в дальнейшем читать в том числе и те работы, которые делаются в других культурах.

Безусловно, нужна историко-критическая реконструкция, и в этом плане «желтый том», который был издан, - том, который в основном писали философы, многие из которых знали Георгия Петровича, работали с ним, - это тоже некий первый шаг. Я очень переживаю из-за того, что ученики Георгия Петровича и те, кто себя так называют, в общем, пока еще ничего не ответили на этот том. Они просто написали, что те, кто читают, понимают неточно, понимают в тех или иных вопросах неверно, но не дали свою собственную интерпретацию этого проблемного поля - что, на мой взгляд, свидетельствует просто о некоторой недостаточной рефлексивности сегодняшнего состояния движения.

Мы готовим еще один том – так называемый «синий том», - в котором будут представлены в основном работы психологов: в настоящий момент уже есть около пятнадцати статей, и мы рассчитываем, что к середине года этот том тоже будет подготовлен.

Поэтому, возвращаясь к основной мысли этой второй части моих размышлений, я хочу сказать следующее: нам нужно выстроить, пользуясь нашим собственным методологическим подходом, ту оргдеятельностную схему, в которой будут представлены необходимые позиции, обеспечивающие весь этот цикл работ - от издательской, комментирующей работы до работы историко-критической и проектной. И если нам удастся этот цикл выстроить, то я почти уверен, что качество самого материала - тех смыслов, тех представлений, которые будут отдельными исследователями и аналитиками создаваться, - вырастет за счет того, что возникнет определенное коммуникационное поле.

И, наконец, последний момент, поясняющий, почему в этом году мы сосредоточились на двух темах (этот вопрос также вызвал довольно бурную, хотя и очень узкую дискуссию - прежде всего, среди тех, кто регулярно ходит на семинары), а именно: на вопросах развития и вопросах рефлексии. Здесь есть два основания.

Первое основание заключается в том, что именно эти темы привлекли наибольшее внимание тех, кто писал и докладывал о проблемах вклада, достижений и основных идей. Мы получили около семи работ по проблематике развития - как на грантовом конкурсе, так и в рамках подготовки Чтений, - и мы получили четыре или пять работ, которые в той или иной степени затрагивали проблематику рефлексии. Я настроен прежде всего на то, чтобы возникала какая-то коммуникативная ситуация, - а она требует различия позиций по, мягко скажем, более или менее сходному предмету; хотя понятно, что проблематика выделения объекта и построения объекта – это один из важнейших моментов самой методологической работы, и мы должны понимать, что когда выступающие будут говорить о развитии - они будут говорить о разном. Вопрос объективации, вопрос выстраивания границ и контуров объекта – это отдельная проблема, и я думаю, что все собравшиеся могут участвовать в том числе и в методологической рефлексии того, как это здесь происходит. Но наличие как минимум нескольких позиций о как бы одном и том же объекте или предмете мысли – это условие хотя и недостаточное, но необходимое. Поэтому первое основание заключается в том, что эти предметы почему-то - я не могу сказать, почему именно, - привлекли наибольшее внимание, они вызвали самую горячую дискуссию; другие же темы имели в лучшем случае одного–двух комментаторов, и пока не набралось той критической массы, которая бы позволила сделать эти темы предметом обсуждения.

Второе основание заключается в том, что, с моей точки зрения, один из ключевых стержней методологического самоопределения – это связь между действием и рефлексией. И, собственно, тип этой связи во многом и осмыслялся в проблематике развития. И в этом плане мы обсуждаем две стороны одной и той же проблемной ситуации, одного и того же комплекса идей. Я думаю, что на следующих Чтениях мы попытаемся сконцентрироваться на проблематике коммуникации, коммуникации и понимания, а еще через год - на проблемах технологии мышления. Если такая перспектива ясна и может служить основанием для нашего трехлетнего планирования, - а в общем-то, непонятно, почему мы должны отказываться от передовых технологий, которые применяются в целом в стране! - то я предлагаю перейти собственно к содержанию и передаю слово Павлу Владимировичу Малиновскому для первого доклада.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44