eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Малиновская Камилла Васильевна

Для начала – о несостоявшемся личном знакомстве с Георгием Петровичем в 1953 – 1954 гг. на философском факультете МГУ, где в то время происходили бурные события (обсуждение «тезисов гносеологизма» Э.В. Ильенкова, защита кандидатской диссертации А.А. Зиновьевым), активным действующим лицом которых был Г.П. Щедровицкий. Стоя вместе с другими первокурсниками на столе в коридоре, заглядывая в дверной проем до отказа заполненной знаменитой 51-й аудитории философского факультета на Моховой, я мало что понимала по содержанию. Но эстетическое впечатление было огромным! Первый год моей учебы на факультете совпал с организацией МЛК и началом работы семинара по содержательно-генетической логике. Но это историческое событие в то время – увы! – прошло мимо меня.

А личное знакомство с ГП случилось в 77-м году в Свердловске, на Всесоюзном симпозиуме «Логика научного поиска». Я приехала туда с мужем, Борисом Сергеевичем Грязновым, он и познакомил меня с Георгием Петровичем. По докладам Грязнова и Щедровицкого развернулась дискуссия, продолжавшаяся два дня. По-моему, все остальные участники конференции, наскоро выступив с докладами в своих секциях, отправлялись туда, где происходило «все основное»… (1)

Следующий фрагмент связан с Обнинском. Мне представляется, что этот город можно рассматривать как территорию, однажды «захваченную» СМД движением. При этом, разумеется, я не претендую на воспроизведение истинной картины происходившего, это всего лишь мои субъективные заметки.

Как я теперь понимаю, начало было положено в 1974 г., когда Георгий Петрович выступил с докладом «Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии» (2) на межинститутской методологической конференции молодых ученых и специалистов АМН в обнинском НИИ медицинской радиологии (по приглашению, насколько мне известно, Б.С. Грязнова, инициированному Н.И. Кузнецовой). Стараниями руководителя молодежного методологического семинара (он входил в систему партийно-комсомольской политучебы) В.А. Соколова текст доклада был отпечатан отдельной брошюрой ротапринтным способом в количестве 30 экземпляров – по специальному разрешению Калужского ОблЛИТО. У Виктора Алексеевича до сих пор хранится этот уникальный текст – машинописная рукопись с соответствующим разрешающим штампом. О существовании этого доклада я случайно узнала только в конце 80-х, когда уже вошла в игровое движение. На мое счастье, в библиотеке парткома НИИ Медицинской радиологии сохранился один экземпляр брошюры. Мне его выдали, я сделала несколько ксерокопий, и они очень быстро разошлись среди игротехников.

К концу 70-х Обнинск стал местом проведения ежегодных конференций и симпозиумов по философским проблемам естествознания. Конференции эти формально были завершением учебного года в сети партийного образования для «высшего звена» этой самой сети – философских (методологических) семинаров, действующих в НИИ города. Содержание же, или точнее, интенция на определенное содержание задавались непосредственными организаторами этих конференций. В контексте того, о чем я здесь рассказываю, назову лишь два имени: Б.С. Грязнов, в то время преподаватель Обнинского филиала МИФИ и председатель бюро методологических семинаров при Обнинском ГК КПСС, и Татьяна Алексеевна Семененко, зав. кабинетом политпросвещения и завуч Университета марксизма-ленинизма. Человек очень принципиальный в своей партийной позиции, она свято верила в истинность марксизма и в возможность его творческого развития, а потому приглашала на конференции и для постоянной работы в УМЛ людей неординарных, способных обеспечить действительно высокий уровень образования городской интеллигенции. При этом брала на свою ответственность некоторые «неудобные» факты биографий приглашаемых ею людей, вроде «подписантов» И.С. Алексеева и Г.П. Щедровицкого. Подробности эти, на мой взгляд, важны для понимания ситуации в Обнинске в 70-е и последующие годы.

Одно из самых ярких выступлений ГП в Обнинске тех лет – доклад «Методологический подход как средство объединения знаний из разных предметов» (3) на Всесоюзной конференции «Методологические аспекты взаимодействия общественных, естественных и технических наук в свете решений XXV съезда КПСС». Оно задавало довольно жесткие и, на первый взгляд, непреодолимые идеологические рамки. Но многие участники этой (и подобных ей) конференции, и прежде всего Георгий Петрович, умели строить поверх внешне-заданных свои рамки, куда втягивалось содержание, свободное от идеологических «брэндов». Это создавало возможность живых предметных дискуссий, которыми так славились обнинские конференции. Отмечу, что на конференции 1979 г. было представлено и методологическое сообщество тех лет – Н.Г. Алексеев, И.С. Алексеев, А.С. Огурцов, Н.И. Кузнецова, М.А. Розов, В.Н. Садовский, В.М. Розин, О.Д. Симоненко (возможно, кого-то я не назвала).

Начиная с того декабря в Обнинске ежегодно проходили Методологические Чтения памяти Б.С. Грязнова. На них ГП несколько раз выступал с докладами: «Что такое методологическая культура научных исследований и разработок» (1983), «Логические схемы и смыслы в научных рассуждениях» (1987), «Понимание в системах мыследеятельности» (1988), «Рационализм и понятие рационализма» (1990), причем тему последних Чтений предложил сам – «Рационализм XXI века» (4).

Еще один культурно-исторический факт, значимый для Обнинска, – лекции ГП в УМЛ (1980-90 гг.). Вначале это был курс «Методология и философия оргуправленческой деятельности» на факультете «Управление научными коллективами». Спустя несколько лет этот курс был передан С.В. Наумову; с 88-го Георгий Петрович начал читать курс «Философия, методология, наука» (1). На лекции приходили не только слушатели Университета, но и (особенно в последние 3 года) значительное количество «вольных» из числа побывавших на ОДИ.

Предыстория первой игры в Обнинске проста и похожа, видимо, на все остальные. В 84-м году на одной из лекций в УМЛ Георгий Петрович, рассказывая об игре на Белоярской АЭС, как бы между прочим сообщил, что очередная игра (И-34) пройдет в Горьком по проблемам образования. На предложение ГП принять участие в этой игре откликнулся Ю.А. Коровин, бывший в то время деканом факультета в Обнинском филиале МИФИ, и предложил мне поехать вместе с ним. На эту первую в своей жизни игру я отправилась, преследуя «шкурный» интерес: надеялась узнать что-нибудь интересное о новых методах обучения, поскольку считала себя «творчески работающим педагогом». (Так спустя 30 лет после событий в МГУ и состоялась моя встреча с методологией.) Получила «по полной программе» проблематизацию своего профессионального самосознания. Но – и желание сделать непременно нечто подобное в родном институте. Поэтому стала всем рассказывать, какая это замечательная штука ОДИ, и на следующие игры в Харьков, Сваляву, Ростов и Калининград отправлялась уже не одна.

Преподаватели института И.А. Воробьева, О.В. Савченко, Л.И. Никонова, Т.И. Селина, побывав на этих играх, стали активно готовить игры в ИАТЭ. В подготовке, а затем и в проведении игры также принимали участие преподаватели ИАТЭ Ю.И. Устинов, Д.А. Камаев, А.М. Борисов, студенты К. Горынин и С. Виноградов, вошедшие затем в игровое движение. Идею проведения ОД игры горячо поддержал ректор Юрий Алексеевич Казанский, и она была проведена в июне 88-го по теме «Содержание и методы вузовской подготовки и повышения квалификации инженеров-энергетиков». К этому времени институт уже третий год существовал в статусе самостоятельного вуза. На игре проблематизировалась установка части руководства института на создание узкопрофильного «ведомственного» вуза, а в оппозицию к ней обсуждалась тема Университета. Но эта идея воспринималась скорее как утопическая, хотя намерение сделать ИАТЭ лучшим вузом страны было вполне реалистичным.

Идея Университета была еще раз развернута на игре «Перспективы и программы развития города Обнинска» (апрель-90), но теперь уже в контексте построения понятия о городе и ответа на вопрос «Что может стать для Обнинска градообразующим началом?».

– Я вижу программу развития города, – сказал на заключительном заседании Георгий Петрович, – прежде всего в создании Инженерно-технического университета…

Тогда же в докладах групп была озвучена идея Обнинска как Наукограда (вместо предлагавшихся ранее Информграда, Технополиса, Свободной экономической зоны).

Между этими двумя играми в Обнинске произошло еще одно важное событие – Всесоюзная научно-практическая конференция «Методология инженерной деятельности» (июнь 89-го). В числе наиболее интересных сюжетов конференции – представление о «закультурной» ситуации, введенное в докладе И.В. Злотникова, и дискуссия о природе инженерной деятельности, инициированная Н.Г. Корниенко и В.М. Розиным. По материалам конференции был выпущен сборник «Проблемы организации и развития инженерной деятельности» (5) с предисловием ректора ИАТЭ Ю.А. Казанского. Благодаря своему уникальному содержанию сборник жив до сих пор – в библиотеке ИАТЭ он основательно «зачитан» студентами.

Интенсивный период обнинской ОДИ-истории завершился игрой по теме «Новые виды двигателей и нетрадиционные виды энергии» (июнь 90-го) по заказу Госкомитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР (обсуждалась фантастическая идея «гравилета» изобретателя Б.П. Грошавеня).

Осенью 1990 г. заработал городской методологический семинар (рук. К.В. Малиновская), проводились «малые» игры в городе, главным образом по проблемам образования, а также на Калининской АЭС и в Липецке на заводе «Стинол» по проблемам профориентации и подготовки кадров (рук. В.С. Сенкевич).

В 1992 г. наша группа (А.М. Борисов, Ю.Б. Грязнова, А.Д. Камаев, К.В. Малиновская) включилась в работу Сети методологических лабораторий (рук. А.П. Зинченко), взяв для разработки тему «Исследования по СМД эпистемологии для организации и проектирования систем образования».

Хотя городской семинар к 1995 г. по ряду причин прекратил свое существование, в городе сохранилось некоторое клубное пространство – сообщество людей, причастных к СМД методологии по профессиональным, культурным и ценностным основаниям. Время от времени они собираются, и тогда что-то происходит. Так, в декабре 2004 г. состоялись XVI философско-методологические Чтения «Философия в Обнинске. Страницы истории и современные проекты», на которых обсуждалось понятие традиции. Одна из «страниц истории» была представлена на стенде «ОДИ в Обнинске». На проекты, правда, не вышли, но интерес к теме «История и историческое» не пропал. Тем более, что в городе действует «Музейный клуб» (рук. М.М. Гайдин) как новое культурное образование с методологической составляющей.

Поэтому на вопрос, можно ли Обнинск как «город-лицо» («ММК в лицах»…) считать участником СМД движения, я отвечала бы скорее «да», чем «нет». При этом имею в виду не только прошлое, но и сегодняшнюю городскую жизнь. Для «галочки» можно было бы даже обратить внимание на то, что в Обнинске теперь есть все: титул Первого Наукограда России, технический университет (ИАТЭ) с рядом гуманитарных специальностей, общественное движение «Город Обнинск – территория инновационного развития». И тут возникает вопрос: как и когда форма начинает «прорастать» содержанием?

Еще об одном, как мне представляется, культурно значимом для СМД движения обстоятельстве. Виктор Андреевич Канке, профессор ИАТЭ, первым из российских авторов включил в свои учебники «Философия» (6) и «История философии» (7) раздел об СМД методологии и Г.П. Щедровицком, назвав его в числе ста наиболее видных представителей мировой философии. В его же книге «Этика ответственности» (8) есть специальная глава «Системо-мыследеятельностная методология и этика».

В заключение – маленькая байка. Георгий Петрович, произнося название нашего города, делал ударение на втором слоге – ОбнИнск. А обнинские жители его все время поправляли: «Не ОбнИнск, а Обнинск». И вот однажды на лекции в УМЛ он обратился ко мне: «Камилла Васильевна, скажите, пожалуйста, как же все-таки правильно говорить, ОбнИнск или Обнинск?». Для меня, конечно же, было привычнее говорить «Обнинск», но в «ОбнИнске» был какой-то неуловимый шарм. И я ответила, ничуть не кривя душою, имея в виду, что город своим названием обязан В.П. ОбнИнскому: «Если по жизни, то Обнинск, а если по культуре, то ОбнИнск». «Ладно, – сказал ГП, – буду говорить по жизни». И тут же произнес, улыбнувшись: «Но у вас в ОбнИнске…». И больше его никто не поправлял.

Я – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук Обнинского технического университета; участвовала в ОД играх Г.П. Щедровицкого с 1984 г. (с 87-го как игротехник), в ряде конференций и совещаний по СМД методологии, в организации и проведении ОДИ и др. мероприятий в Обнинске (1988-90 гг.).

Библиография:

  1. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.
  2. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
  3. Всесоюзная конференция «Методологические аспекты взаимодействия общественных, естественных и технических наук в свете решений XXV съезда КПСС». Тезисы докладов и выступлений. Ч. I-II. Москва – Обнинск, 1978.
  4. Рационализм XXI века. Материалы XII Методологических Чтений памяти Б.С. Грязнова. Обнинск, 1991.
  5. Проблемы организации и развития инженерной деятельности. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Методология инженерной деятельности». Выпуск I. Обнинск, 1990.
  6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Логос, 2005. С. 167, 168, 319, 321, 338.
  7. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия. М.: Логос, 2003. С. 338, 339, 344, 347-350, 356.
  8. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. С. 115-129.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44