eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Запятая Ольга Валентиновна

Запятая О.В.

Как, наверное, большинство авторов этого сборника, я не мечтала о занятиях методологией с детства. Увлекалась филологией, очень любила читать, читала каждую минуту, которую могла этому посвятить, и поступила на филологический факультет Красноярского университета, не задумываясь особо, кем я буду работать после. Главное было – окунуться в филологию, общаться с замечательными преподавателями, которые учились «у самого» В.В. Колесова, «у самого» М.Л. Гаспарова, «у самой» В.А. Белошапковой, слушать байки про них – про Р.О. Якобсона, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана (филологи меня поймут)! Все это было так увлекательно!

После университета несколько лет я работала в школе учителем русского языка и литературы, а в 1995 году перешла в Красноярский Центр развития образования (ЦРО), где и состоялось мое знакомство с моими учителями в методологии – М.А. Мкртчяном и И.Г. Литвинской. На первом собеседовании Манук Ашотович сказал, что мне предстоит заняться вопросами построения нового способа организации обучения – коллективного (КСО). Тому, что лаборатория, куда я устроилась на работу, называется лабораторией методологии управления, я вначале не придала особого значения. Тем сильнее была моя паника, когда на третий день работы я оказалась на городском методологическом семинаре. Ужас! Сначала Мкртчян нарисовал на доске нечто вроде человечка, потом – какую-то загогулину под ним, потом еще парочку таких же «фигур» и – началась бесконечная «болтовня» про позиции. Люди выбегали к доске, чертили какие-то рамки, стрелки, новых «человечков»! Бесконечно говорили о каком-то «ГэПэ»… В общем, когда семинар подошел к концу, я твердо решила уволиться.

Эти еженедельные методологические семинары – по средам, в два часа, – как выяснилось для меня позже, были традицией, заведенной Мкртчяном в лаборатории. Здесь он и его коллеги выступали со своими идеями, здесь обсуждались статьи из «Вопросов методологии» и «Кентавра», бесконечно строились, понимались, осваивались методологические схемы. Я наконец-то узнала, кто этот загадочный ГП. Очень хорошо помню, как Ирина Геннадьевна в течение трех или четырех семинаров излагала базовую схему мыследеятельности. В аудитории были сотрудники лаборатории, учителя школ, мы «продирались» с огромным трудом…

Кроме трудов Г.П. Щедровицкого, мы изучали и обсуждали идеи В.В. Давыдова (представления школы развивающего обучения о содержании образования стали одним из тех «китов», на которых стоит теория КСО), Ю.В. Громыко, статьи С.В. Попова и В.Г. Богина, Н.Г. Алексеева, А.П. Зинченко и других методологов.

Конечно, мы занимались методологией не ради нее самой – для нас она стала мощным инструментом в строительстве КСО. Когда я пришла работать в лабораторию, только-только был сформирован Краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий, которым руководили Мкртчян и Литвинская. Сотрудники лаборатории исследовали механизмы развития практики образования, апробации новшеств, полученных на поисковых площадках в инновационном поле, а затем и переноса этих новшеств в массовую практику.

В этих разработках нам помогали ОД игры. Для меня они стали очередным испытанием и методологической школой.

На первой игре – вновь знакомое по первому методологическому семинару ощущение: я ничего не понимаю. Почему ведущий разгромил такой логичный, такой умный доклад нашей группы, в котором мы так великодушно поделились с аудиторией своими глубокими познаниями в педагогике и психологии? Для чего все происходящее? Наконец, как говорилось в одном замечательном советском фильме, эта странная фраза: «Одно из предназначений ОДИ – освоение игротехнических приемов и техник»?

Я уже сбилась со счета, в скольких играх мне довелось участвовать. Кажется, что во многом за счет работы на них мне удалось овладеть определенными навыками организации коммуникации в группе, достичь некоторого уровня культуры коллективного мышления, освоить, взять как средство мышления и деятельности многие методологические схемы.

В нашу жизнь вошел термин Ю.В. Громыко «организационно-деятельностные игры в образовании». Такие игры проводил (и проводит – в конце ноября 2006 г. планируется 64-я!) Манук Ашотович. Их особенность: то, что исследуется и моделируется в ходе игры, тут же становится содержанием нашего образования, осваивается нами.

Конечно, для нас – одних из создателей нового способа обучения – особенно важно было понимание, освоение, достраивание методологии строительства будущего. Мы исходим из тезиса: любой человек, который этим занимается, не может обойтись без ОД игр. Именно они – исследовательская площадка строителя будущего. На наших играх мы получили сначала модели классно-предметного, затем – разновозрастного обучения, модель университета непрерывного образования. Все это сегодня реализуется в практике многих образовательных учреждений и общественно-педагогических движений Красноярского края. В ходе наших ОД игр разрабатывалась также методология программно организованной деятельности. На прошедшей в апреле 2006 г. краевой Школе руководителей муниципальных управлений образования при анализе достижений прошедшего десятилетия программно организованная деятельность многими участниками была названа визитной карточкой и серьезным завоеванием сферы общего образования нашего края.

Кстати, особенно трудно освоить не на словах, а на деле именно принцип программно-целевой обусловленности социальной действительности, легший в основу методологии программно организованной деятельности Мкртчяна.

Сегодня ОД игры совсем не похожи на те, что мы проводили 10 лет назад. Сейчас они для нас – место, где мы моделируем и осваиваем сетевое образовательное пространство, в котором деятельность каждого субъекта обусловлена его индивидуальной образовательной программой, а образовательные процессы носят коллективный характер.

А с Г.П. Щедровицким мне столкнуться не довелось, но Манук Ашотович любит рассказывать, как познакомился с ним, как участвовал в его играх, как шло становление психолого-педагогического факультета Красноярского университета, как возникло и развивалось методологическое движение в нашем крае. Со временем я поняла, что это не просто воспоминания: происходит переосмысление истории, которое закладывает все новые и новые идеи для строительства будущего.

Хочется сказать еще несколько слов о своем учителе. Хотя Мкртчян не любит, когда о нем говорят хорошее, я все же напишу, что он так влюблен в методологию и математику, что одной этой влюбленности хватает, чтобы «заразить» ими практически любую аудиторию. А если прибавить к этому его познания, навыки коммуникации… И я думаю, что мне в жизни повезло не менее, чем моим университетским преподавателям, которые общались с Лотманом или Гаспаровым.

Сегодня наша лаборатория (Н. Горленко, В. Лебединцев, Т. Илларионова, Г. Клепец, Д. Карпович и др.) по-прежнему занимается строительством КСО. В Красноярском крае (и за его пределами) сложилось сильное общественно-педагогическое движение КСОшников. Удивительным образом (наверное, ситуация созрела) набирает силу Ассоциация педагогов по созданию КСО. При этом наша лаборатория как один из субъектов движения занимается исследованием и внедрением в практику образовательных учреждений моделей классно-предметного и разновозрастного обучения, построенных на принципах индивидуализации образовательных программ и коллективности учебного процесса. Эта работа идет параллельно с методологическим образованием педагогов. Лабораторией был разработан и успешно реализован курс «Основы общей методологии и игротехники». Однако в центре внимания на любых наших курсах стоит не только вопрос: «О чем сейчас говорится?», но и «Что происходит сейчас с нами?».

Мои личные интересы связаны с навыками эффективной коммуникации, с тем, что в традиции КСО, опираясь на СМД подход, мы называем общими умениями коммуникации. Один из главных вопросов здесь: как сегодня сделать умения коммуникации реальным компонентом содержания общего образования?

Со мной можно связаться по адресам: Zov71@mail.ru и Olga_z@cross-edu.ru а также по тел. (3912) 27-16-80

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44